Представитель умк о том, что можно и нельзя во время священного месяца рамазан. Нельзя купаться и чистить зубы. Запреты в Рамадан, о которых вы не знали 

Аудио версия настоящей статьи:

Можно ли во время поста прополаскивать время от времени рот водой, принимать душ и мыть голову?

Без всяких сомнений, можно. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) мылся, а также просто обливался водою во время поста, о чем говорится в нескольких достоверных хадисах .

Полоскать рот

Что касается полоскания рта, то пророк Мухаммад четко сказал одному из сподвижников, что «полоскание рта не нарушает пост» . Время от времени постящийся может полоскать рот, дабы устранить чувство сухости во рту. На действительность поста это никак не влияет.

Принимать душ

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится хадис от ‘Аиши о том, что «на рассвете [когда уже наступило время соблюдения поста] пророк Мухаммад совершал полное омовение (омытие всего тела) и продолжал соблюдать пост» . Душ, прием ванны, купание не влияют на действительность поста. Причем не важно, есть ли необходимость в приобретении ритуальной чистоты или нет .

Мыть голову

В сводах хадисов Абу Дауда и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис о том, что «сподвижники видели, как пророк Мухаммад из-за жажды либо из-за жары лил воду себе на голову, при этом он соблюдал пост» .

Также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема «Полное омытие тела (купание) соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно во время поста полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком , мыться, купаться, посещать баню и т. п. Приведу несколько цитат :

- «Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар окунал свою одежду в воду и после надевал ее [тем самым облегчая для себя соблюдение поста в жаркую погоду]»;

Подчеркну, что все ранее упомянутое никак не возбраняется, даже если применяется не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося .

Во время полоскания рта при омовении может ли нарушиться пост? Магомед.

Полоскание рта не нарушает поста.

Можно ли при совершении омовения полоскать ротовую полость, учитывая то, что при полоскании немного утоляется жажда.

Да, можно, главное - не глотать воду.

Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду во время полоскания рта, когда берешь тахарат (совершаешь омовение)? Ильшат.

Основным является мнение о том, что пост из-за этого не нарушается .

Доказательством является в том числе аят из Корана:

«Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]» (см. ) .

Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова известного мусульманского ученого ‘Аты . Касательно случайного попадания воды в гортань (случайного ее заглатывания) во время полоскания рта и промывания носа при совершении омовения ученый сказал: «Если от человека это не зависело (произошло случайно), тогда ничего страшного в этом нет». То есть на действительность поста это никак не влияет. Человек благополучно продолжает поститься.

Нужно ли возмещать дни поста в Рамадан, если случайно во время полоскания рта в горло попала вода? Ахмед.

Это не принимается в расчет, если не было преднамеренного глотания воды. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением» ; «Не будет спрошена моя умма (мои последователи) за совершенное по ошибке [непреднамеренно], за совершенное по забывчивости и за то, что совершено по принуждению» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Тщательно промывай нос водой [совершая ритуальное омовение], кроме как в случае, когда соблюдаешь пост» . А потому омовение (малое или полное) совершается в период поста в обычном порядке с промыванием рта и носа, единственное – важно не перестараться.

Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море?

Да, можно. Никаких ограничений по использованию воды в пост нет, кроме – питья.

Суть поста – в воздержании от еды, питья и половых отношений в дневное время суток. Если вы плаваете или моетесь без заглатывания воды, то это не нарушает ваш пост днем.

Мнения об ограничении в купании во время поста, которые вы можете встретить в Интернете, были с самого начала формирования мусульманского богословия. Но! Это всего лишь домыслы, они не имеют основания, тем более достоверного канонического обоснования (Коран и Сунна) .

Вы говорите, что купаться в речке во время поста в Рамадан можно, а наши имамы запретили. Приведите, пожалуйста, аят или хадис о дозволенности этого. Хуршед, Таджикистан.

Аята или хадиса о запрете нет, а потому - разрешено. Это вы не меня, а их должны попросить привести аят или хадис, ведь они, ваши местные имамы, запрещают, а потому должны привести четкий и достоверный аргумент - аят или хадис. Если такового нет, тогда это - их личное суждение, домыслы, которым они могут следовать в собственной жизни, но не имеют права навязывать другим.

В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: «Все то, что не запрещено, остается разрешенным» . Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. И еще одно богословское правило: «Если нет аргумента (из Корана или Сунны) в пользу запрета, то делается так, как проще и легче для человека» .

Напомню также аят из Корана:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное; дозволенное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] - только лишь для верующих. Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах]» ().

Правда ли, что омовение для совершения молитвы-намаза можно сделать, находясь в соленом море, при этом несколько раз полностью окунувшись в воду? Саид.

Морская вода пригодна для совершения омовения. На этот счет есть достоверные хадисы: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], - халяльно [разрешено для употребления в пищу]» ; «Морская вода очень чиста [пригодна для ритуального омовения]» . О вариантах малого и полного омовений читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Можно ли заниматься аквааэробикой во время поста? Когда выполняешь упражнения, бывает, что непроизвольно проглатывается вода. А.

Проглатывать воду нельзя. Нельзя также делать то, что очевидным образом приводит к заглатыванию воды. Оцените степень вероятности самостоятельно. Преднамеренное проглатывание воды нарушает пост. В пост занимайтесь не аквааэробикой, а просто аэробикой.

В связи с условиями работы я должна каждый день принимать душ. Влияет ли это как-нибудь на пост? Kumush.

Нет, не влияет, даже если, соблюдая пост в течение дня, вы примете душ пять или десять раз . Напоминаю вам, что пост - это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным.

Перед началом первого дня поста я искупался, но ничего не сказал во время купания. Был ли мой пост действительным? Билан.

Купание и пост не связаны друг с другом.

Если я соблюдаю пост и искупаюсь от жары, нарушит ли это пост? Магомед.

Нет, не нарушит. Например, сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста». Об этом упоминает в своем своде хадисов имам аль-Бухари .

Нарушается ли пост, если вода попадает внутрь через ухо? Иса.

Вода через ухо попасть в пищеварительный тракт не может, а именно это нарушает пост. В вашем случае пост не нарушен.

Можно ли принимать лечебные ванны во время священного месяца Рамазан? Диана, 26 лет.

Можно, несомненно.

Можно ли в течение дня, пока держишь пост, мыться в бане? Рустам.

Да, можно.

Во время священного месяца Рамадан разрешается ли бриться днем, а также использовать крем, мыть голову, постригаться, использовать благовония? Таир, 21 год.

Безусловно. Все это разрешено. Разногласия относительно перечисленных вами пунктов в научной среде мусульманских богословов отсутствуют. Например, некоторые сподвижники пророка Мухаммада в дни поста намазывали тело различными полезными маслами, чтобы кожа пропитывалась ими. Ибн Мас‘уд даже призывал к этому, о чем упоминает имам аль-Бухари в своде хадисов .

Имам аль-‘Аскаляни в своем известном многотомном комментарии к своду хадисов имама аль-Бухари в упомянутом вами контексте подчеркивает: «Сподвижники и первые два поколения после пророка Мухаммада считали желательным (мустахаб) для соблюдающего пост создание необходимых удобств, украшение себя (чистота, аккуратность, приличный вид), использование (полезных для тела и ароматных) масел» .

Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов .

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 571 и 572, хадисы № 1925 и 1926 (от ‘Аиши и Умм Салямы), а также с. 573, хадис № 1930; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2365, «сахих».

Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 270, хадис № 2385, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1647 и пояснение к нему.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадис № 1930.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 269, хадис № 2365, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1648 и пояснение к нему.

Кусок ветки, который выполняет одновременно функцию щетки и пасты. Имеет ярко выраженный вкус. Чистит зубы и отбеливает. Во времена пророка Мухаммада именно мисваком (сиваком) поддерживали чистоту полости рта. И в наши дни он не вышел из практики.

Все они приведены имамом аль-Бухари в начале упомянутой темы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

‘Амир аш-Ша‘би (19–103 гг. жизни по хиджре) является одним из крупнейших богословов-мухаддисов первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Родился и жил в Куфе. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 27.

Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) - известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192–194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 16–18.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 82.

‘Ата’ ибн абу Рабах (умер в 114 г. по хиджре) - один из известнейших ученых первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Руководил написанием и выпуском богословских заключений (фетв) в Мекке.

Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 221, хадис № 2043, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

Хадис от Савбана; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4461, «сахих».

Летом 2010 года в Москве на протяжении длительного периода стоял сильный смог из-за пожаров в Подмосковье.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2366, «сахих».

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192–194, пояснение к хадисам 1930–1932; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, пояснение к хадисам № 1647 и 1648.

См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.

См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 108.

Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 475, хадис № 7756, «сахих».

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 52.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 18.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 256 и 257.

Девятый месяц мусульманского календаря Рамазан – это один из четырех священных месяцев года. Мужчины и женщины в это время держат строгий пост Ураза, который является одним из основных столпов Ислама. Основная специфика этого голодания заключается в том, что количественный состав пищи не регулируется – кушать разрешается все, а важную роль играет только время приема еды. Давайте разберемся, как правильно нужно держать Уразу женщине, чтобы долгосрочное воздержание пошло организму на пользу. Ведь помимо духовного очищения, мусульмане держат пост, чтобы оздоровить организм.

Зачем держать Уразу в месяц Рамадан

Пост в Уразу способствует искуплению грехов, которые были совершены в течение года. Рамадан – это 30 или 29 дней (зависит от лунного месяца) строгого поста. В этот период мусульмане должны выделить время для пожертвований, милостыни, размышлений, созерцаний и всевозможных добрых дел. Однако основной задачей каждого верующего является не пить воду и не употреблять пищу от рассвета до заката. В отличие от православного поста (Успенского или Великого), при котором запрещается есть мясо, рыбу, яйца и молокопродукты, во время Уразы разрешается умеренно кушать любые продукты.

Главным действием мусульман в Рамадан является молитва. Перед восходом солнца каждый верующий производит ният (намерение) о соблюдении Уразы, а затем принимает пищу за 30 минут до рассвета и молится. Намазы во время священного месяца проводятся в мечетях, куда приходят мусульмане вместе с детьми или дома с родственниками и соседями. Если верующий в месяц Рамадан находится в других широтах, то, согласно ханафитскому мазхабу (учению), обязательный утренний намаз он читает по мекканскому времени.

Как держать Уразу женщине

Во время Уразы женщинам – мусульманкам, как и мужчинам, запрещается интимная жизнь в светлое время суток, а некоторые особо верующие предпочитают полное воздержание от сексуальных контактов на протяжении всего тридцатидневного поста. По традиции после заката верующие собираются большими семьями, чтобы отведать блюда после дневного голодания. Женщины готовят еду в дневное время, поэтому им разрешается пробовать продукты во время их приготовления. Мужчинам это запрещено категорически.

Как правильно принимать пищу

В первые дни Рамадана голодать приходится около 20 часов, поэтому имамы (мусульманские священники) советуют употреблять в пищу продукты с большим количеством клетчатки: овес, пшено, ячмень, чечевицу, нешлифованный рис, непросеянную муку, просо, бобовые. Утреннее меню мусульманки обязательно должно состоять из фруктов, ягод, овощей, мяса, рыбы, хлеба и молочных продуктов.

Лучше не усложнять в Рамадан свое меню кулинарными изысками, а отдавать предпочтение легким салатам, приправленным йогуртом или растительным маслом. Такая пища не раздражает желудок, улучшая пищеварение. Чтобы было легче держать пост полезны бульоны, приготовленные из постной говядины, курятины, нежирной рыбы или овощей. В Рамадан женщинам следует воздержаться от жареных блюд, полностью заменив их паровой или тушеной пищей. В процессе приготовления еды нужно дозировать следующие продукты, стимулирующие выработку соляной кислоты, раздражающей стенки желудка:

  • специи;
  • чеснок;
  • тмин;
  • кинза;
  • горчица.

На ужин мусульманам рекомендуется готовить низкокалорийные блюда и не слишком увлекаться мясом. Днем во время Уразы запрещается пить воду, но после захода солнца желательно выпивать от 2 до 3 литров воды, что восполнить водный баланс. Диетологи при соблюдении Уразы призывают исключить газированные напитки, заменив их натуральными соками, минеральной водой, травяными чаями.

Молитва

Обязательной молитвой для всех мусульман, которые держат Уразу, является намаз Таравих. Ее время наступает после ночного намаза Иша и заканчивается незадолго до появления зари. Намаз Таравих лучше читать вместе с другими верующими, но если нет такой возможности, то допустимо читать молитву индивидуально. Вообще Ислам – это религия, приветствовавшая посещение коллективных молитв, а мечеть способствует общению, когда совершаются совместные молитвы, которые восхваляют Аллаха и пророка Мухаммеда при чтении Корана.

Что делать нельзя - запреты

Запреты в период Уразы подразделяются на строгие и нежелательные. Строгие запреты относят к действиям, нарушающим пост, и требуют обязательного возмещения за один день Рамазана 60 дней непрерывного поста в любое другое время. К ним относятся: преднамеренное принятие пищи, рвота и половой акт. Также во время Уразы нельзя принимать микстуры, капсулы, таблетки, делать инъекции, употреблять спиртные напитки и курить. К нежелательным действиям в Рамадан, которые требуют только восполнения (1 день поста за одно нарушение), относятся:

  1. Принятие пищи по забывчивости.
  2. Непроизвольная рвота.
  3. Глотание того, что не является лекарством или пищей.
  4. Касание мужа, поцелуи, которые не приводят к половому акту.

С какого возраста начинают придерживаться поста девушки

Держать пост девушка начинает со своего совершеннолетия. Половозрелость у мусульманского ребенка наступает по достижению его 15-летнего возраста. Разрешается девушкам соблюдать пост и раньше, если пришла менструация или есть собственное желание. Если все вышеперечисленные признаки отсутствуют, то по мусульманским обычаям девочка не должна соблюдать пост.

Трудно сейчас переоценить значение 30 дневного поста для здоровья человека. Даже наукой доказано, что голодая, организм человека очищается от лишнего веса, солей, желчи, недоокисленных продуктов обмена, нормализуется дыхание. Опыт столетий показывает, что Ураза – это самый эффективный метод избавиться от разных хронических заболеваний: аллергии, камней в желчном пузыре, остеохондроза и мигрени. Во время поста повышаются механизмы защиты, стимулируется иммунная система, задерживается процесс старения.

Начинающим нужно знать, что в этот месяц исключаются всяческие излишества, а для приема пищи и жидкостей существуют специальные правила. Сразу после заката постящийся ест только легкую пищу, а за пару часов перед рассветом – плотную еду. Такое питание считается богоугодным, поэтому служит прощению грехов. На вечерней трапезе желательно, чтобы присутствовал мулла или человек, хорошо знающий Коран, он будет читать суры и рассказывать о деяниях господа. Не запрещаются во время вечернего разговения и светские разговоры.

Можно ли держать пост беременным и кормящим женщинам

Женщины в послеродовой период или во время месячных не соблюдают Уразу – это подтверждают соответствующие Сунны. Что касается беременных и кормящих мамочек, то они могут полностью или выборочно отказаться от голодания на свое усмотрение, особенно если боятся за состояние здоровья свое или ребенка. Что касается восполнения пропущенного поста, то женщина принимает такое решение самостоятельно.

Без полного омовения

Иногда по некоторым независимым причинам у женщины отсутствует полное омовение, а пост уже начался. К примеру, менструация завершилась ночью или имела место супружеская близость, или супруги проспали утренний прием пищи. Это никак не должно беспокоить женщину, ведь полное омовение и соблюдение Уразы никак друг с другом не взаимосвязаны. Ритуальная чистота нужна только для совершения намаза.

Когда идут месячные

Согласно правилам Ислама, во время месячных Ураза должна быть прервана в любом случае, независимо от семейного положения и возраста. Не совершаются и молитвы-намазы, так как нет у женщины ритуальной чистоты. По правилам, пропущенные дни поста по завершению Рамадана должны быть восполнены один к одному подряд или в разбивку на усмотрение мусульманки. Но пропущенные намазы женщина не восполняет.

Что делать, если тяжело держать Уразу в жару

Когда месяц Рамадан выпадает на летнюю жару, мусульманам держать Уразу очень трудно, ведь в жаркие дни увеличивается жажда, а отказ от воды может негативно отразиться на здоровье человека. Тем более что во время 30 дневного голодания запрещается не только пить, но даже рот полоскать, ведь капли воды могут попасть в желудок. В этом случае Ислам дает некоторые послабления для беременных женщин, детей, путников, стариков и серьезно больных людей.

Пост один день или с перерывами через день

Если у мусульманки обнаружены тяжелые заболевания, к примеру, сахарный диабет, панкреатит и другие, то она может держать Уразу не каждый день, а через день. Голодание – это не столько воздержание от пищи и воды, сколько продвижение духовного роста, очищение помыслов. Но если держать Уразу женщина может при таких заболеваниях, то ей следует питаться свежими сырыми овощами, фруктами, орехами, не переедать, не накидываться на еду на празднике разговения Ураз-Байрам, когда заканчивается Рамадан.

Видео

Когда женщина держит Уразу впервые, ей задолго до наступления Рамадана нужно настроить себя на то, что это не голодовка, а великий радостный праздник, чтобы возникло ощущение веселого события. Следует помнить, что постящийся получает награду, которая в Рамадан увеличивает многократно все благие дела человека. А за нарушение Уразы без уважительной причины мусульманка должна будет заплатить нуждающемуся определенную сумму и восполнить пропущенный день любым днем голодания. Смотрите в видео советы женщинам, начинающим держать Уразу:

Пост у женщин и мужчин-мусульман в 2019 году

Рамадан – это девятый месяц мусульманского календаря, дата которого ежегодно меняется. В 2019 году мусульмане начинают держать его 16 мая, а 15 июня мужчины и женщины мусульмане всего мира отмечают величайший праздник Ураза Байрам. В этот день они подают милостыню, вспоминают родных и близких, посещают могилы усопших родственников.

Расписание­

Время предрассветной трапезы (сухур) заканчивается до наступления утреннего намаза (Фаджр) за 10 минут. По окончании вечернего намаза (Магриб) следует разговляться, желательно водой и финиками, предварительно произнеся обращение к Аллаху. Ночной намаз – это Иша, после которого совершается для мужчин 20 ракаатов(циклов) намаза Таравих, а следом – намаз Витр.

Пост (ураза) в Рамадан является одним из столпов ислама. Соблюдать его должен каждый мусульманин, который является совершеннолетним и находится в здравом уме. Не соблюдать уразу разрешается пожилым людям (должны выплачивать фидию), беременным женщинам, кормящим матерям, больным, которые вынуждены принимать лекарства, и путникам, которых пост застал вне дома (расстояние должно быть не менее 100 км). Однако им в дальнейшем нужно возместить все дни поста.

Во время поста запрещается в светлое время суток принимать пищу и лекарства размером с горошину, пить воду или лекарства, вступать в половую близость.

«Пост - это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание от грехов, совершаемых языком и другими частями тела. Не следует говорить о ком-либо плохо, делать дурные поступки, а наоборот, в этом месяце следует стараться совершать как можно больше добра», - рассказывает Нияз хазрат Сабиров.

Когда пост не считается нарушенным?

По словам имама-хатыйба Апанаевской мечети Нияза хазрата Сабирова, если мусульманин в светлое время суток выпил воду или съел что-то по забывчивости, ураза не считается нарушенной.

«В таких случаях говорят: его накормил Аллах, - рассказывает Нияз хазрат Сабиров. - Но если постящийся намеренно принял пищу в запрещенное время, то ему нужно совершить искупление - держать непрерывно пост в течение двух лунных месяцев или накормить 60 бедняков».

Также в период уразы разрешается пробовать на вкус приобретаемый товар и прожевывать пищу для ребенка.

Можно ли делать уколы во время Рамадана?

«Все, что вводится внутрь организма человека, запрещено в период поста, поэтому и делать уколы нельзя. Если человек болен и вынужден принимать лекарства, то он не должен держать уразу», - комментирует Нияз хазрат Сабиров.

Исключение составляет лечение пиявками.

После захода солнца все запреты снимаются. Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

Можно ли купаться?

Нырять и купаться нежелательно, так как вода попадает в нос и рот. Если в солнечные дни мучает жажда и появляется слабость в теле, лучше просто принять душ или обтереться мокрым полотенцем.

Правда ли, что нельзя чистить зубы во время уразы?

Во время уразы следить за чистотой полости рта разрешается с помощью сивака - это зубочистка из ветвей и корней дерева. Сивак обладает сильным запахом и приятным вкусом. Он укрепляет десна, придает блеск зубам и освежает дыхание.

«Использовать зубную пасту во время поста нежелательно, так как она может попасть в организм. Поэтому сивак является отличной заменой. Купить такую зубочистку можно в любом мусульманском магазине», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Можно ли есть мясо после захода солнца?

После захода солнца можно есть все, что не запрещает Ислам. Напомним, свинина и алкоголь - строго под запретом. Мясо, употребляемое в пищу, должно быть халяльным.

«С наступлением вечера, сразу после заката, постящийся принимает легкую пищу, за 2 часа перед зарей (сяхар) более плотную еду. На вечерний обряд разговения приглашают гостей, родственников, близких, друзей или соседей. Такое угощение считается богоугодным делом и служит прощением грехов. Желательно, чтобы среди присутствующих был человек, знающий Коран или хотя бы основные молитвы. Во время такого ужина читают суры, рассказывают о деяниях Аллаха и его пророков. Не возбраняются и светские разговоры», - рассказывает хаджи Абдулла Дубин.

Молитва придаст сил

Нияз хазрат Сабиров держит пост с 8 лет. По его словам, больших трудностей в период месяца Рамадан он не испытывал.

«Кажется, что 18 часов без еды и воды - это невыносимо, но Аллах помогает. Начинающим держать пост я советую больше времени уделять молитвам, изучать Коран. При возможности нужно больше спать, например, после предзакатного намаза. Спортсменам на время поста советую прекратить тренироваться, поберечь силы», - говорит Нияз хазрат Сабиров.

Наступил Рамазан - один из самых благословенных для мусульман месяцев - время поста и особых благодеяний, искупления грехов и предопределения судьбы. В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает, облагораживает и одаривает. Существуют определенные моменты поста, которые вызывают у людей сомнения. Чтобы прояснить их, Trend Life по просьбам читателей обратился к заведующему организационным отделом Управления мусульман Кавказа, декану Бакинского Исламского университета гаджи Фуаду Нурулле.

Становится ли пост недействительным (батил), если случайно пойдет кровь из носа, либо во время пользования ножом или ножницами, либо если расчесать до крови кожу, например, после укуса комаров или других насекомых?

- Нет. Главное не становиться донором, т.е., не пускать кровь добровольно. Но если ваша кровь спасет кого-то от смерти, то, несомненно, можно в исключительном случае стать и донором. Это является богоугодным делом. Пост, конечно, будет нарушен, но этот день можно будет скомпенсировать на протяжении года. Вообще, любая полученная травма не прерывает пост, даже если будет сломана одна из частей тела.

- Можно ли делать инъекции?

Только болеутоляющие или жаропонижающие. Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же инъекция подпитывает организм общеукрепляющими витаминами, тогда нельзя. Также нельзя принимать таблетки любого рода. Если человек внезапно заболеет, можно только сделать инъекцию.

- Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста?

- Можно, но лучше воздержаться. Потому что во время поста человек не только воздерживается от приема пищи и воды, но и все части тела должны находиться в гармонии с этим постом.

- Можно ли пользоваться парфюмерией, косметикой или дезодорантами?

- Это не запрещено, но лучше воздержаться. Не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста.То же самое относится и к запаху от дезодорантов. Умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, а также парфюма и т.д.), нарушает пост. Нельзя, чтобы через ухо, рот или нос в организм попадали густой туман, дым и пар (витающие в воздухе частички муки, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачку и делать клизму.

- Можно ли пользоваться мазями и гелями для кожи?

Питательные средства делают пост недействительным. Но можно использовать медицинские средства.

Можно ли женщинам делать косметологические процедуры? Например, выщипывание бровей, эпиляцию, удаление прыщей и угрей.

Выщипывание бровей не нарушает пост. Но лучше воздержаться от проведения косметологических процедур, потому что в них используются питательные средства.

- Можно ли удалять зуб или проводить стоматологическое обследование, ставить пломбу?

- Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Только в случае крайней необходимости, и то с условием - не проглатывать кровь и медикаменты. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается.

- Сейчас на дворе жаркое лето. Можно ли плавать в море и загорать на солнце? Принимать душ?

- Принятие ванны, душа, умывание не нарушает поста. Однако следует следить за тем, чтобы вода не проникла в горло. Получение загара от солнечных лучей также не повлияет на пост, тогда как купание обязательно приведет к его нарушению. Не рекомендуется плавать во время поста. Если проглотить случайно воду, или если вода попадет в тело через нос и дойдет до мозга, пост будет нарушен и его нужно будет возместить.

- Можно ли пользоваться каплями для носа, глаз и уха?

Пост не нарушается. Но если что-то попало в глотку необходимо сразу же сплюнуть.

- Нарушается ли пост при рвоте?

- Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящегося рвет против его воли, то пост не нарушается, следует лишь прополоскать рот.

Среди 12 месяцев мусульманского календаря именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, "Шахруллах" (месяц Аллаха) и "Зийафатуллах" (пир Аллаха).

Согласно хадису Пророка Мухаммеда (С), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Уважаемые мусульмане! Давайте на этот раз осознанно проживем месяц Рамазан. Хотя бы на один месяц отречемся от мирских соблазнов, и будем стараться ради лучшей жизни. Не говорите: "В этом году не получилось, сделаю в будущем году". В известном хадисе говорится: "Если бы люди как следует знали истинное значение Рамазана, тогда они пожелали бы, чтобы Рамазан длился целый год". Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.

Именно в месяц Рамазан Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммеду (С). В Коране о посте сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! - на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то - число других дней. А на тех, которые могут это, - выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете".

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть - нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе» .

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘ » . Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам) . Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам» . Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно .

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн) , а не запретности (харам) . По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут , например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия , в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет . Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот - из них» .

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете» . И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове» . Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской .

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове , не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» ().

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч» . В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч» ; «длина волос Пророка была до мочек ушей» ; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)» . Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл . В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы» .

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]» . Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла .

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха» .

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты - определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) - один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: