Светлана светличная на сицилии. Светлана афанасьевна светличная. Сын Светланы Светличной — Олег

76-летняя актриса Светлана Светличная снискала всеобщую любовь зрителя и признание кинокритиков, благодаря роли в кинокомедии «Бриллиантовая рука» и душевных сцен в картине «Стряпуха»

76-летняя актриса Светлана Светличная снискала всеобщую любовь зрителя и признание кинокритиков, благодаря роли в кинокомедии «Бриллиантовая рука» и душевным сценам в картине «Стряпуха».

Легендарная актриса продолжает появляться на светских мероприятиях Москвы и не раз становилась объектом для пересудов. Она удивляет поклонников смелыми нарядами и откровенными образами.

Халатик с перламутровыми пуговицами. «Не виноватая я — он сам пришёл!»

Пусть Светличная не сыграла одну из главных ролей в кинокомедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», однако халатик с перламутровыми пуговицами и завораживающий взгляд актрисы превратил экстравагантную блондинку Светлану Светличную в секс-символ СССР. Для советского зрителя образ Анны Сергеевны (героиня Светланы Светличной в фильме «Бриллиантовая рука», - сайт) стал своего рода открытием, первый в стране стриптиз на экране впечатлил всех.

(Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»)

Кстати, единственная фраза, которую героиня Светличной произносит в картине «Не виноватая я — он сам пришёл!» произносит не Светлана. Актрису озвучила Зоя Толбузина, которая состояла в дружеских отношениях с Гайдаем.

Из казачки-стряпухи в роковую обольстительницу

До «Бриллиантовой руки» Светлана Светличная снялась в фильме «Стряпуха», режиссера Эдмонда Кеосаяна. На экраны картина вышла в 1966 году. Тогда 25-летняя Светлана покорила зрителей в образе темпераментной казачки-вдовы Павлины Хуторной.

По сюжету героиня Светличной вынуждена покинуть родную станицу и жить в полевом стане, работая стряпухой. Премьера фильма с юной Светличной в главной роли, принесла ей первую популярность.

Позднее, в 70-е годы ее карьера не блистала главными ролями, тем не менее в этот период ей удалось сняться в культовой картине Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В ленте актриса играет безумно влюбленную женщину. Габи стала одной из любимых ролей актрисы. После этого фильма, в 1974 г., Светлана Светличная получила звание Заслуженная артистка РСФСР.

В разное время актриса работала с такими режиссёрами как Станислав Ростоцкий («Герой нашего времени»), Марлен Хуциев («Застава Ильича»), Юлий Файт («Пока фронт в обороне»), Татьяна Лиознова («Им покоряется небо»), Георгий Данелия («Тридцать три»), Эдмонд Кеосаян («Новые приключения неуловимых»), Михаил Калик («Колыбельная», «Любить»), Станислав Говорухин («Место встречи изменить нельзя»).

Женское счастье Светличной

Личная жизнь актрисы, до определенного времени, складывалась достаточно удачно. В браке с актером Владимиром Ивашовым, Светлана воспитывала двоих сыновей - Алексея и Олега.

Как призналась Светлана в одном из своих интервью: «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я - человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать».

Кризис жанра. Забвение в 90-х и возрождение в 2000-х

Тяжелые дни настают для Светличной в 90-е: невостребованность в кино, безденежье, артистка теряет близкий людей - уходят из жизни супруг Владимир и младший сын.

Она возвращается на экраны с небольшой ролью в режиссерском кинодебюте Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила» в 2004 г., после чего о Светлане Светличной снова вспомнили и заговорили.

В тот период актриса снова вышла замуж за Сергея Сокольского, однако брак с молодым художником просуществовал недолго и принес лишь печальный опыт.

В 2015 на XXI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Светличная была награждена призом «За преданность кинематографу». А годом позже победила в номинации «Легенда российского киностиля» от VIII Международного кинофестиваля «От всей души». Различные издания и телеканалы не раз присваивали актрисе титул «Икона стиля».

Сегодня Светлана тесно общается с семьей старшего сына, следит за собой, участвует в фотосессиях, ведет интересную, полную событий жизнь. Яркая, неординарная личность актрисы не перестает привлекать внимание публики.

Недавно актриса порадовала поклонников, разместив на своей странице в Instagram снимок в коротких шортах. В кадре Светлана с дизайнером Вячеславом Зайцевым в жакете и откровенном мини. Светличная подписала под фото: «Вячеслав Зайцев — легенда русской моды. Встреча со Славой — это всегда праздник и не только для меня. Мода от Славы Зайцева — это высший пилотаж».

Публикация от Светлана Светличная (@svetlanasvetlichnaya_official) Мар 19 2017 в 1:18 PDT

Светлана Светличная – всенародно любимая актриса, секс-символ советского кино 60-х годов, родилась армянском городе Ленинакан 15.05.1940 года.

Детство

Раннее детство Светланы пришлось на суровые военные годы. Ее отец был офицером высокого ранга, поэтому семья ни в чем не нуждалась. Но Светлана до сих пор помнит, как отчаянно мать ждала каждого письма с мест дислокации, где во время боевых действий находился ее муж. К счастью, он вернулся живым и невредимым, а вскоре получил новое назначение и перевез семью в Сумскую область.

В юности

Обладая яркой и красивой внешностью, девочка повсюду привлекала к себе внимание, и ей это нравилось. Уже в детском саду она неплохо декламировала стихи и любила выступать перед зрителями. Мама решила развивать ее творческие способности и после переезда в Россию отдала Светлану в детский драмкружок.

Заканчивала среднюю школу девочка уже в Прибалтике – отца снова перевели на новое место. Там она часто принимала участие в школьных концертах и кружках, и ей все говорили, что надо пробовать поступать в театральное.

Удивительно, но при своих внешних данных сама Светлана звездой себя никогда не считала. Возможно, сказалось строгое воспитание отца, считавшего, что девочку украшает скромность.

Начало карьеры

Когда долгожданный аттестат был получен, Светлана немного растерялась. Все вокруг пророчили ей карьеру актрисы, но она не решалась самостоятельно ехать в другой город, зная о том, какие огромные конкурсы в театральные институты. Волевое решение за нее приняли родители. Ей просто купили билет, дали денег на дорогу и посадили в московский поезд.

Привыкшая с детства к переездам, Светлана не растерялась и довольно быстро освоилась в новой обстановке. Она сумела взять себя в руки и начала сдавать экзамены. Справиться с волнением помогло напутствие отца, который сказал, что не страшно проиграть, страшно не попытаться выиграть.

Поэтому она просто делала все, что могла и эта тактика сработала. С первой же попытки девушке удалось попасть в число студентов.

Наставником Светланы оказался талантливейший режиссер Михаил Ромм, который набрал действительно звездный курс. В ее группе учились юная Галина Польских, будущий мэтр кинематографа Андрон Кончаловский, непосредственный и талантливый Владимир Носик. Вся атмосфера была пропитана творчеством и юношескими мечтами.

Света с огромным удовольствием окунулась в этот мир и смогла полностью раскрыться в нем. После первых же месяцев оказалось, что она не только великолепно перевоплощается, но и прекрасно танцует. Очень быстро она стала любимицей Ромма и всего курса, а потом и сама влюбилась…

Работы в кино

На большом экране Светлана дебютировала в 19-летнем возрасте, сыграв в небольшом эпизоде фильма «Колыбельная». Затем, уже после выпуска, ее пригласила сниматься Татьяна Лиознова – мастер лирических фильмов. Свете досталась роль Нины в фильме о летчиках-испытателях «Им покоряется небо». Работа оказалась удачной, и девушку заметили.

В течение нескольких следующих лет ей постоянно доставались небольшие роли. Но она умудрялась отыграть их так, что зрители запоминали ее героинь. Так актриса стала узнаваемой. Но настоящий успех и статус секс-символа актрисе принес короткий эпизод в комедии «Бриллиантовая рука», где она почти полностью разделась, соблазняя главного героя.

Увидев эту работу, отец-генерал просто взбесился и на некоторое время полностью разорвал отношения с дочерью. И лишь через несколько лет им удалось помириться, когда отец остыл, и к нему пришло понимание того, что дочь вошла в историю советского кино, как одна из первых актрис, решившихся на полуэротическую сцену.

Сама Светлана говорит о том, что эта роль не лучшим образом сказалась на ее карьере. Да, на нее буквально посыпались новые предложения, но это было совсем не то, о чем она мечтала. Понимая, что она сильна как характерная актриса, Светлана не хотела играть опять блондинок-пустышек, а ей теперь предлагали только такие экранные образы.

За следующие 10 лет она снялась лишь в нескольких небольших эпизодах и очень страдала по поводу того, что ее карьера не развивается. Учитывая, что в тот период и в личной жизни не все складывалось благополучно, Светлана впала в депрессию. К счастью, на тот момент у нее было уже двое детей и ради них она смогла взять себя в руки.

Не отвыкнуть полностью от работы позволяли редкие спектакли в театре-студии киноактера, в труппе которого числилась Светличная. Но в конце 80-х там произошли огромные сокращения, и актриса полностью оказалась не у дел.

Снова активно сниматься она начала уже в зрелом возрасте и с 2004 по 2009 сыграла шесть небольших ролей. В 2012 она в последний раз появилась на экране в драматической ленте «Девушка и смерть».

Личная жизнь

Большую часть жизни Светлана прожила с первым мужем – актером Владимиром Ивашовым, в которым познакомилась еще во время учебы в театральном. Сначала он был на курс старше, но снимаясь в фильме, ставшем позже культовым, «Баллада о солдате», столько пропустил, что его вынудили остаться на второй год. Так они стали одногруппниками.

Красавец Ивашов, который к тому же уже имел звездный статус, настолько нравился Светлане, что она никогда не решилась бы это проявить. Именно он сделал первый шаг. На одной из репетиций им предстояло поцеловаться по сценарию. Они оба страшно смущались и всячески откладывали этот момент. Но когда поцелуй произошел, Ивашов шепотом признался, что давно любит ее.

С Владимиром Ивашовым и детьми

Меньше чем через полгода они сыграли скромную свадьбу и переехали в коммуналку Ивашовых, где на маленькой площади ютилось семь человек. Там Светлане были не рады. Мать Владимира искренне считала, что он мог найти лучшую партию, а не жениться на провинциалке. А Светлана периодически пыталась отстаивать свои позиции, чем только еще больше усугубляла конфликт.

Когда в семье родился первенец Алеша, они сняли небольшую квартирку и начали жить самостоятельно. Но ее отношения с мужем все больше ухудшались. Ярко вспыхнувшая звезда Ивашева так и не разгорелась – его стали все меньше приглашать сниматься и он довольствовался в основном второстепенными ролями. Зато число его поклонниц не уменьшалось, что страшно бесило его жену.

Никто не знает точно, кто из них изменил первым. Но в конце 60-х в жизни пары начался самый сложный период, который чуть не привел к разрыву. После «Бриллиантовой руки» вся страна в открытую заговорила о романе Светличной с Андреем Мироновым, который всегда отличался любвеобильностью.

В отместку жене Ивашов тоже в открытую начал изменять ей с молодыми актрисами. Тут уже решила остановиться Светлана, хотя до этого конфликты обычно сглаживал муж. После примирения у них родился второй сын. Но трещина в отношениях никуда не исчезла.

Впрочем, супруги оставались вместе до самой смерти Владимира, ушедшего из жизни при обострении язвенной болезни в возрасте 55 лет.

Через много лет Светлана вторично выйдет замуж за молодого барда (разница в 20 лет!) Сергея Сокольского. Он очень красиво ухаживал за ней и совершенно очаровал стареющую актрису.

С Сергеем Сокольским

Но, как оказалось сразу же после свадьбы, его интересовали только ее связи. А когда он понял, что Светлана не будет из кожи вон лезть, продвигая его на эстраде, он просто развернулся и ушел.

Светлана тяжело переживала это предательство. Но тем не менее, сегодня она снова прекрасно выглядит и верит в счастливое завтра. Ее любимым занятием стала йога, она много гуляет, читает и старается не сидеть все время дома. Для своего почтенного возраста выглядит актриса просто великолепно.

Светлана Афанасьевна Светличная (род. 15 мая 1940, Ленинакан, Армянская ССР, СССР) - советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1974).

Биография Светланы Светличной

Светлана Афанасьевна Светличная родилась в Ленинакане (сейчас Гюмри) в Армении. Её отец Афанасий Михайлович Светличный в войну служил в СМЕРШе, участвовал в спецоперациях военной разведке, дослужился до подполковника, имел много орденов, семья часто переезжала. Светлана пошла в школу в Ахтырке Сумской области, окончила школу в Советске Калининградской области, в 1958 году отец Светланы ушёл в отставку, и семья поселилась в Мелитополе. В этом же году, во многом благодаря настойчивости матери Марии Фёдоровны Светличной, Светлане удалось поступить во ВГИК, на курс Михаила Ромма.

В 1963 году, после окончания института, она стала актрисой Театра-студии киноактёра.

В кино дебютировала в 1960 году в фильме Михаила Калика «Колыбельная».

Самой запоминающейся ролью Светланы Светличной стала роковая соблазнительница Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке». В этой роли Светличная с юмором воплотила абсолютно новый на тот момент типаж женщины - современной, стильной, сексуально раскрепощённой. Таких героинь в советском кино ещё не было. Кроме того, это была первая в советском кино сцена полуэротического содержания.

Светлана Светличная работала с советскими режиссёрами Григорием Александровым («Скворец и Лира»), Станиславом Ростоцким («Герой нашего времени»), Марленом Хуциевым («Застава Ильича»), Юлием Файтом («Пока фронт в обороне»), Татьяной Лиозновой («Им покоряется небо», «Семнадцать мгновений весны»), Леонидом Гайдаем («Бриллиантовая рука»), Георгием Данелия («Тридцать три»), Эдмондом Кеосаяном («Стряпуха», «Новые приключения неуловимых»), Михаилом Каликом («Колыбельная», «Любить»), Станиславом Говорухиным («Место встречи изменить нельзя»). В российское время ярко проявила себя в режиссёрском кинодебюте Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила» и в картине Йоса Стеллинга «Девушка и смерть».

В 1990-е годы Светлана Афанасьевна убирала квартиру у богатого соседа.

28 июня 2005 года подписала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям „ЮКОСа“». Однако 9 февраля 2011 года актриса заявила корреспонденту Радио Свобода, что это письмо она не подписывала и впервые слышит о своей подписи под ним. Она также добавила, что ей жаль Ходорковского, и назвала его «человеком с большой буквы».

В апреле 2015 года на XXI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Светлана Светличная была награждена призом «За преданность кинематографу».


Личная жизнь Светланы Светличной

Личная жизнь Светланы Светличной началась во время студенческой поры. Её возлюбленным стал Владимир Ивашов, который также был студентом ВГИКа. Вскоре влюблённые поженились. В их жизни было всё: и любовь, и измена, и скандал. Несмотря ни на что, они были одной из самых красивых пар в творческом окружении. В браке у супругов родилось двое детей.

После смерти Ивашова наша героиня недолго была одна. Она встречалась с большим количеством самых красивых и харизматичных мужчин советского киноискусства. К примеру, она состояла в отношениях с советским секс-символом – Андреем Мироновым.

Светлана Светличная потеряла голову от любви к Сергею Сокольскому. Но этот союз был несчастливым и вскоре распался.


Семья Светланы Светличной

Семья Светланы Светличной была счастливой. Она воспитывала 4-х детей. У нашей героини были два старших братика, которые были в восторге от своей сестрёнки и защищали её от мальчишек, дразнивших Светланку артисткой. В 13-летнем возрасте девочка стала помогать маме воспитывать младшего братика, которого назвали Олежкой.

Старший брат Светличной недавно умер. Он похоронен на одном из столичных кладбищ. Второй брат живёт в Туле. Младший – любимчик Олежка в течение длительного времени был военнослужащим. В настоящее время он – военный пенсионер, проживающий в пригороде Пензы.

Первые роли

А вот творческая жизнь складывалась успешнее. В кино Светлана Светличная попала еще до брака. Она сыграла эпизодическую роль в повести «Колыбельная» Михаила Калика.

Затем, в 1961 году последовала главная роль в фильме «Им покоряется небо» Татьяны Лиозновой, потом были и другие довольно интересные роли. К примеру, в комедии «Стряпуха» Эдмона Кеосаяна. Там Светличная сыграла Павлину. Далее в балладе «Чистые пруды» актрисе досталась Катя-русалка, в мелодраме «Неподсуден» — стюардесса Вика, а в комедии «Не самый удачный день» — роль мамы. Эти роли сделали из актрисы самую красивую девушку в стране.

Но вот успех пришел к Светлане Светличной после выхода картины «Бриллиантовая рука» Гайдая. Там актриса сыграла в нескольких эпизодах, но их хватило, чтобы Светлана вошла в историю кино как первая актриса, которая показала стриптиз. Кстати, этот эпизод даже вырезался по приказу «сверху».

Фильмы

Первым появлением на экранах Светланы Светличной стала эпизодическая роль в телеповести Михаила Калика «Колыбельная». Также, будучи студенткой, сыграла в фильмах «Воскресение» (роль Катюши Масловой), «Салемский процесс» (Элизабет Проктер) и «Казаки» (Марьянка).

Первой главной ролью актрисы была работа в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». В этот период Светлана Светличная исполняет еще несколько довольно интересных ролей. Яркий пример — Павлина в комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха». После этого актриса исполняет образ Кати-русалки в кино-балладе «Чистые пруды», а потом сыграла стюардессу Викторию в мелодраме «Неподсуден» и маму в комедии «Не самый удачный день». Все эти роли внесли свою лепту в формирование образа Светланы Светличной как самой красивой и сексуальной советской актрисы того времени.

Самой узнаваемой работой талантливой артистки стала «Бриллиантовая рука». И хотя там актриса появилась всего в нескольких эпизодах, этого хватило, чтобы ее запомнили как первую девушку, исполнившую «стриптиз» на советском экране.

В семидесятые годы в карьере актрисы наступает затишье. За этот период она исполняет всего две запомнившиеся телезрителям роли. Одну она сыграла в телесериале «Семнадцать мгновений весны», а вторую — в фильме «Место встречи изменить нельзя». Кроме этих работ в семидесятых были еще несколько, но они либо не вышли в прокат (например, фильм «Держись за облака»), либо оставили у актрисы неприятные впечатления (картины «Когда дрожит земля» и «Корень жизни»).

Восьмидесятые были отмечены в карьере Светланы Афанасьевны как еще менее востребованный период, а в девяностые карьера актрисы и вовсе приостановилась. Большим ударом стал развал «Театра-студии киноактера», когда из 230 артистов были уволены 180.

После тяжелых дней, связанных со смертью мужа и безденежьем, в начале 2000 годов актриса вновь возвращается на экраны. Новыми работами Светланы стал фильм Ренаты Литвиновой «Богиня. Как я полюбила», телесериал «Гаражи» и картина «Куратор». Тогда она очень тщательно выбирала картины, боясь повторить ошибку, которую совершила: согласившись на роль в «Бриллиантовой руке» , Светличная стала заложницей своего персонажа. Ведь после того знаменитого образа артистке фактически была закрыта дорога в такие фильмы, как «Война и мир» или «Анна Каренина».

Иногда актеру стоит сыграть всего одну роль, чтобы навсегда запомниться зрителю. Так случилось и со Светланой Светличной, сыгравшей роковую соблазнительницу в мини-халатике. Роль, которая принесла ей небывалую славу, стала настоящим испытанием, ведь актрисе пришлось долго доказывать, что она не только секс-символ, но и талантливая разноплановая артистка.

Слава, известность и востребованность пришли к Светлане Светличной после съемок в комедии «Бриллиантовая рука».

Детство и юность

Родилась Светлана Светличная 15.05.1940 года в армянском городе Ленинакан. Отца звали Афанасий Михайлович, в военные годы служил в СМЕРШе, занимался военной разведкой, получил звание подполковника. Был награжден многочисленными орденами и медалями. Маму звали Мария Федоровна, в девичестве Золотарева. Мама не работала, ей хватало забот с домом и детьми, которых в семье было трое. Старшего сына звали Валерий, после него родилась Светлана, и в 1953-м младший сын Олег. Олег и Света родились в один день – 15 мая, только с разницей в 13 лет. Валерий всю жизнь прослужил механиком на морских судах, вышел на пенсию, занимался ремонтом авто. Трагически погиб. Олег продолжил дело отца и сделал военную карьеру. Сейчас в отставке, живет и работает в Пензе.

Фото: Светлана Светличная в детстве

Назвать девочку Светой предложила мама, которая еще до рождения девочки мечтала, что та станет артисткой. Она всегда говорила, что имя Светлана будет красиво сочетаться с фамилией Светличная, даже творческий псевдоним можно не выдумывать.

Так как отец семейства был кадровым военным, им приходилось часто переезжать. Но зато семья была хорошо обеспеченной, у мамы не болела голова во что одеть и чем накормить троих детей. Родители могли позволить себе дополнительные занятия для дочери, поэтому Света начала посещать драмкружки и театральные студии.

Первый раз девочка попала в драмкружок еще в Ленинакане, когда ходила в детский сад. В школу Светлана пошла уже на Украине, в небольшом городке Ахтырка под Сумами.

Аттестат о среднем образовании Светличной вручили в Калининградской области, в городке Советск. Как раз в тот год отец ушел из армии в отставку, и семья решила переехать в Мелитополь.

Параллельно с занятиями в школе Светлана продолжает посещать театральную студию. Мама не оставила свою мечту сделать из дочери актрису, и поэтому сразу после школы Светличной вручили билет на поезд до Москвы и благословили на поступление во ВГИК. Светлана была очень яркая привлекательная девушка, но по характеру робкая и нерешительная. И если бы мама не посадила ее в тот поезд, то неизвестно, как сложилась бы биография Светланы Светличной.

Фото: Светлана Светличная в юности

Конкурс в тот год был 80 человек на одно место, Света была уверена, что ей уж точно не поступить. Она очень волновалась на экзаменах, и в состоянии стресса выпалила все, что готовила заранее. Каким же было ее удивление, когда она узнала, что стала студенткой этого вуза, да еще и учиться посчастливилось у самого М.Ромма.

Светлана училась вместе с , А.Кончаловским, . Буквально на первом курсе все узнали, что у Светы не только актерский талант, но и хореографический. На ее танцы прибегали посмотреть студенты других курсов, она стала самой любимой ученицей Ромма.

Фильмы

Дебютом в кино стала работа в картине «Колыбельная», снятой режиссером М.Каликом. Еще в студенческие годы Светлана получила роль в фильмах «Воскресение», «Салемский процесс», «Казаки».

Первую главную роль молодой актрисе доверила режиссер Т.Лиознова в своей картине «Им покоряется небо». В это же время фильмография актрисы пополняется новыми ролями, которые не были главными, но и незамеченными не прошли. Благодаря этим работам о Светлане Светличной заговорили. И поклонники и критики однозначно заявили, что она самая красивая и сексуальная актриса советского кино.

Самый большой успех принесла актрисе картина «Бриллиантовая рука». У Светланы была небольшая эпизодическая роль, но это не помешало ей стать самой запоминающейся в этом фильме. О ее халатике с перламутровыми пуговицами и «стриптизе» заговорили все.

В 70-х карьера актрисы пошла на спад. Хороших предложений от режиссеров не было. Единственными картинами, которые запомнились зрителю, стали «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя», но и здесь были роли второго плана.

В 80-х годах наступило полное затишье в карьере Светличной. А когда грянул кризис 90-х, она стала вообще невостребованной. В это же время перестает существовать Театр-студия киноактера, в котором уволили 180 артистов из 230, входящих в труппу. Наступили тяжелые времена, умер муж, полное безденежье.

В начале нового века о Светличной вспомнили и позвали сниматься. Первой картиной была «Богиня. Как я полюбила», режиссера Р.Литвиновой. Потом сериал «Гаражи» и лента «Куратор».

Светлана Светличная очень серьезно знакомилась со сценарием, чтобы не сыграть очередную роковую соблазнительницу. Она иногда очень жалела о той своей роли в комедии «Бриллиантовая рука», ведь она навсегда очутилась в заложницах у своей героини. Светлана мечтала сыграть в серьезном кино, но ее не позвали ни в «Войну и мир», ни в «Анну Каренину» и подобные им проекты.

Личная жизнь

В личной жизни актрисы была настоящая любовь, которую она встретила еще в годы учебы во ВГИКе. Светлана только поступила на первый курс, и уже навсегда влюбилась в своего будущего мужа. учился на втором курсе и одновременно снимался в картине «Баллада о солдате». Она долго не насмеливалась подойти к теперь уже всемирноизвестному Ивашову, но в их отношения вмешалась сама судьба. Владимир много пропустил в вузе из-за съемок, и его перевели на курс ниже. Молодые люди стали однокурсниками, да к тому же вместе участвовали в постановке «Казаки». У них была сцена с поцелуем, который получился настоящим и решил их дальнейшую судьбу. Ивашов признался в любви и сделал предложение. Влюбленные сыграли свадьбу в 1961-м, и в том же году стали родителями сына Алексея, названного в честь киношного героя Владимира. Алексей не пошел по стопам родителей, он стоматолог.

Фото: Светлана Светличная с мужем и ребенком

Мир и покой не долго присутствовали в семье. Молодые люди начали ссориться, выдвигая друг другу обвинения во всех провалах и изменах. Супруги не хранили верность, у каждого был роман на стороне, и не один. Самый громкий случился у Светланы с актером , начавшийся во время съемок нашумевшей комедии. Съемки закончились, женщина не решилась разрушать семью, и призналась во всем мужу. Владимир не бросил семью ради любовницы, они остались вместе, и в 1972-м стали родителями сына Олега. Его судьба сложилась трагически, он умер в 2006-м из-за цирроза печени, на почве алкоголизма.

Супруги пересмотрели свое отношение к семье и детям, и поняли, что дороже этого нет ничего на свете. В 70-х в семье наступил мир и покой, наслаждаться которым получилось не так долго, как хотелось. В 1995 году умер ее любимый муж. Чтобы хоть как-то содержать семью Владимиру пришлось бросить искусство и найти работу на стройке. От тяжелого физического труда у мужчины открылась язва, и он умер во время операции. Ему было всего 55.

В это трудное время сыновья окружили маму заботой и вниманием, которого она от них даже не ожидала. Благодаря такой мощной поддержке Светличная справилась с потерей близкого человека.

В 2016-м Светлана Светличная вышла замуж второй раз. Ее избранником стал бард Сергей Смирнов-Сокольский. Их брак длился всего 27 дней.

Сейчас Светлана Светличная живет полной и интересной жизнью. Даже ее почтенный возраст не мешает женщине чувствовать себя женщиной. Она много времени уделяет гимнастике и уходу за собой. Светлана Светличная не одинока – у нее есть сын и его семья, которым она дарит всю свою любовь и заботу.

Избранная фильмография

  • 1959 - Колыбельная
  • 1964 - Застава Ильича
  • 1965 - Стряпуха
  • 1965 - Герой нашего времени
  • 1968 - Бриллиантовая рука
  • 1969 - Неподсуден
  • 1974 - Скворец и Лира
  • 1975 - Когда дрожит земля
  • 1978 - Отец Сергий
  • 1983 - Анна Павлова
  • 1994 - Дом на камне
  • 2004 - Богиня: как я полюбила
  • 2012 - Девушка и смерть

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Её снимали Татьяна Лиознова, Марлен Хуциев, Эдмонд Кеосаян, Леонид Гайдай. Её бездонные голубые глаза мечтал увидеть в своих фильмах знаменитый киномаэстро Лукино Висконти. Даже муж у неё был удивительный — звезда Каннского и Венецианского фестивалей (с фильмом «Баллада о солдате») и кумир миллионов женщин Владимир Ивашов. Ей подражали и завидовали, её носили на руках, ею восхищались. О её многочисленных романах, реальных и вымышленных, ходили и до сих пор ходят легенды. Одной из самых обсуждаемых актрис нашего кино. Она не скрывает, что в свои 74 года переживает вторую молодость и наконец опять чувствует себя счастливой.

Беседовал Андрей Колобаев

СТАЛА АРТИСТКОЙ ЕЩЕ ДО РОЖДЕНИЯ

— Светлана Афанасьевна, скажите честно, вас не огорчает то, что более 40 лет ваше имя ассоциируется в первую очередь с ролью Анны Сергеевны из «Бриллиантовой руки»?
— Это раньше я сильно расстраивалась по этому поводу. Зная свой потенциал, свои работы, которые по разным причинам так и не дошли до широкого зрителя... А сейчас — нет. Я думаю: а пусть кто-то из нынешних звёзд так сыграет эпизод, чтобы он всем запомнился. Чтобы столько людей приходили на твои творческие встречи, и у них сияли глаза. Так что на сегодняшний день эта моя роль служит мне верой и правдой. Недавно иду по улице, ко мне бросается женщина: «Боже, как я рада вас видеть! Как же я вас люблю!» В очередной раз поймала себя на мысли: как здорово, когда тебя любят. Любая артистка может об этом только мечтать!

— В одном из интервью вы сказали, что мама вас готовила в артистки чуть ли не с пелёнок. Неужели?
— Да можно сказать, что даже раньше... Ещё будучи беременной, она говорила папе: «Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: «артистка Светлана Светличная»?» Дело в том, что в молодости она сама мечтала стать актрисой, но вышла замуж за военного. Появился на свет мой брат, за ним — я... И то, что я стала актрисой, конечно, большая заслуга моей мамы.

— А что она для этого делала?
— Да всё! Представьте себе: Армения, Ленинакан, где я родилась, и где мы тогда жили. Страна истерзана войной. Голод, разруха... Тем не менее, моя мама (между прочим, донская казачка с дивной фигурой!) даже в такой непростой обстановке оставалась большой модницей и мастерицей — умела создавать свой гардероб фактически из ничего, из подручных материалов. И меня с самого раннего возраста старалась наряжать модно, красиво. Я всегда ходила в ярких бантиках, изящных платьицах с рюшечками, каких ни у кого больше не было. Как после этого не стать артисткой?!

Но ни красавицей, ни уж тем более секс-символом (как везде писали после «Бриллиантовой руки») я себя никогда-никогда не считала и не ощущала. Честно — я не кокетничаю.

— В чем же тогда, по-вашему, изюминка Светланы Светличной?
— Как иногда полушутя говорю в таких случаях: «Просто я чертовски обаятельна, естественна, во мне есть шарм». Кроме того, у меня есть вкус, я всегда умела быть раскрепощённой, не боялась улыбаться. И, так же как мама, всегда могла создать «шедевр одежды» из ничего. Вот мне в мае исполнилось 74 года, но я до сих пор ношу мини-юбки, стараюсь достойно выглядеть. Я ведь актриса и являюсь примером для очень многих женщин моего возраста, которые на себя уже почти плюнули. Может быть, сегодня именно в этом моя миссия?!

БЫЛА УВЕРЕНА, ЧТО У ИВАШОВА РОМАН С ЖАННОЙ ПРОХОРЕНКО

— Это правда, что после окончания школы мама сама купила вам билет на поезд и отправила в Москву — «учиться на артистку»?
— Да, так и сказала: «Собирай чемодан, дочка, и езжай!» И правильно сделала, что настояла, потому что сама я ехать в незнакомую Москву боялась. Особенно когда приехала и узнала, что во ВГИКе конкурс 80 человек на место. Ей-богу, хотела развернуться и тут же уехать домой. Но мне стало стыдно перед мамой, нужно было хотя бы попробовать.

— Но с учебой у вас связаны самые яркие впечатленя?
— Учиться было безумно интересно! Мне нравились все предметы, а больше всего я любила актёрское мастерство и танец. Наш актёрский курс был объединен с режиссёрским. У нас были прекрасные взаимоотношения, уникальная творческая атмосфера! К нам приходили Андрей Тарковский, Василий Шукшин... На нашем курсе учились Андрон Кончаловский, Галина Польских, Валерий Носик.

— И будущий ваш супруг Владимир Ивашов, к тому времени уже признанная суперзвезда практически мирового экрана...
— Они с Жанной Прохоренко пришли к нам на втором курсе. Михаил Ильич Ромм привел их, представил. А все во ВГИКе и так знали, что они снялись в «Балладе о солдате», произведшей фурор на Каннском и Венецианском кинофестивалях. Хорошо помню, как Володя вошёл к нам в аудиторию: в джинсах (которые тогда, пожалуй, на весь Советский Союз имели человек сто), ковбойской шляпе, стройный, длинноногий. И невероятно застенчивый! Он ещё не успел занять свободное место, а девчонки всего курса уже по уши в него влюбились. Конечно, не буду скрывать, он мне тоже сразу понравился, но я виду не показывала. Если честно, думала, что у них с Жанной — роман. К счастью, ошибалась.


— Как же это выяснилось?
— На репетиции спектакля «Казаки» по Льву Толстому по сценарию мы должны были с ним целоваться. Когда Володя меня поцеловал, меня как током ударило. Я вдруг почувствовала, что целует он не героиню спектакля, не актрису и партнершу, а меня — Свету Светличную. То есть по-настоящему! Значит, я ему нравлюсь. А вскоре, провожая меня в общежитие, где я жила, Володя неожиданно признался: «Светка, мне кажется, что я тебя люблю!» Это были, наверное, самые счастливые мгновения в моей жизни. Я была на седьмом небе! Побежала звонить родителям в Мелитополь: «Ма-а-ама! — прокричала в трубку. — Я кажется, скоро выйду замуж!» — «За кого?» — «Смотрите „Балладу о солдате“. Я выхожу замуж за Алёшу Скворцова»!» Родители пошли в кинотеатр, потом мама наказала: «Доченька, скажи точно когда вы приедете, чтобы мы успели приготовить котлеты и самогон».

— Свадьба была шикарная?
— Мы расписались 16 января 1961 года. Отмечали в Мелитополе, на зимних каникулах, и размах нашей свадьбы поразил и Володю, и его семью, и весь наш курс. Особенно то, что на юге Украины было буквально всё: и сало, и мясо, и печёные гуси, и фрукты... Москвичи же привыкли все покупать по 50 граммов, а у нас еда измерялась тазами, вино — бочками. Мы катались на тройках по городу, ходили ряженые.

Молодые, счастливые. Ещё бы — вся жизнь впереди! Правда, потом, когда вернулись в Москву, перебрались к Володиным родителям в 18-метровую комнату в коммуналке! И жили там вшестером. Знаете, как мы спали? (Смеётся.) Стол на ночь мы ставили на бок, и стелили себе на полу. Володина младшая сестра спала за шкафом на сундуке, а мы ложились втроем: я, Володя и его брат Юрка.

— Видимо, тот случай, когда с милым и в шалаше — рай?
— И это не преувеличение! А вот когда на свет появился наш старший сын Алёшка — его в честь Алёши Скворцова назвали — совсем тяжко стало. Спасибо, кинорежиссёр Георгий Наумович Чухрай написал письмо в компетентные органы, в котором упомянул, что артист, сыгравший главную роль в знаменитой военной ленте, живёт в нечеловеческих условиях. Мол, «Ивашова разыскивают иностранные журналисты, а приводить их некуда». Только тогда нам дали отдельную двухкомнатную на 2-й Фрунзенской. Я чуть не плакала от радости. После коммуналки эта квартира казалась мне дворцом.

ГАЙДАЙ, УВИДЕВ МЕНЯ, СКАЗАЛ: «СГОДИТСЯ!»

— Свою первую большую роль — Надю Колчину в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо» — вы сыграли в 1961 году, ещё студенткой ВГИКа. Какими были ощущения от дебюта?
— Невероятными! Ещё бы — моими партнерами были Николай Рыбников, Евгений Евстигнеев, Олег Жаков. Представляете, маститые какие? И я... Мне доверили роль жены лётчика, которого играл Рыбников. Меня старили, его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. И фильм получился отличный.

— Тем не менее, в 60-е годы режиссёры вас не очень баловали приглашениями. Почему?
— Думаю, причиной невостребованности в советском кинематографе могла быть моя несоветская внешность — ведь я была очень похожа на западных актрис. Зато была чуть ли не самая выездная. В составе разного рода советских делегаций я была в огромном количестве стран — в Мексике, в Чили, во Франции, в Швеции. Объездила практически полмира! При этом самым странным и страшным для меня было то, что я ездила туда в качестве «русской красавицы», как «украшение» этих делегаций, но с чужими картинами. На главные роли-то меня не брали. Снимали других, а мной только хвастались!

Несколько лет назад ко мне подошёл какой-то журналист и сказал: «Светлана, а вы знаете, что Лукино Висконти хотел с вами познакомиться, мечтал вас снимать? Он был просто влюблён в ваши глаза». Я не поверила, и он мне прислал газету с интервью мэтра, где тот действительно об этом рассказывает. А я об этом даже не знала! Оказывается, он увидел меня на каком-то фестивале, прислал через Госкино приглашение. Но ему ответили, что я «чрезвычайно занята на родине, и отпустить меня не могут». Хотя на самом деле я сидела без работы. В общем, мне есть о чём жалеть. Творческая жизнь, как и личная, зависит от каких-то мелочей, от внезапного везения: ты пошёл именно той дорогой и встретил именно того человека. Или не встретил. Многое зависит от удачи. Вот как у меня в «Бриллиантовой руке» случилось с ролью Анны Сергеевны.

— Ваша героиня сразу и намертво вошла в список самых роковых красавиц советского экрана. Как вы туда попали?
— Когда мне позвонили и предложили эту роль, я, честно говоря, удивилась. Но пришла на кинопробу. Гайдай, увидев меня, коротко бросил: «Сгодится». С художником по костюмам мы пошли в костюмерную, подыскать для фотопроб купальник: видимо, хотели посмотреть, не кривые ли у меня ноги. Оказалось, ноги в самый раз, да так, что в фильме меня уже снимали в бикини: по тем временам для целомудренного советского кинематографа страны, где секса не было, случай — беспрецедентный.


— Признайтесь: страшно было?
— А как же?! Представьте себе: что значит сорок лет назад сниматься полуобнажённой в присутствии огромного количества мужчин из съёмочной группы. Плюс народ сбежался из других павильонов: мгновенно прошёл слух, что «сейчас Светличная будет раздеваться». Особенно я занервничала, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Дрожала как осиновый листок! И помог мне в этой ситуации Юрий Владимирович Никулин. Он отозвал меня в сторонку и сказал: «Светка, чего ты дрожишь? Ни на кого не смотри, только на меня, я — свой человек. В этой сцене я тебе подыграю». Он так убедительно это произнёс, что все мои страхи мигом улетучились. И можно сказать, вдохновили на все подвиги, которые я насовершала на экране.

— Фильм вышел на экраны, а вы стали знаменитой на всю страну.
— Действительно, я была невероятно популярна, меня узнавали на улицах и в магазинах. Все советские модницы тогда с ума сходили в поисках розового халатика с перламутровыми пуговицами. Меня заваливали письмами с просьбами, чтобы я помогла купить этот халатик!

— А как муж отнесся к этой роли и вашему успеху?
— Самое смешное, что раньше, увидев нас, люди говорили: «Смотрите, Ивашов с женой пошёл». Или восклицали, увидев меня: «Это жена того самого Алёши Скворцова!» А после «Бриллиантовой руки» ситуация кардинально изменилась. Теперь уже у него за спиной стали шептаться: «Смотрите-смотрите, это же муж той самой Светличной!» На самом деле, у нас в семье никакой конкуренции или ревности к творчеству не было и в помине. Мы часто вместе ездили на гастроли, даже объездили вместе пол-Африки, и всегда только радовались успехам друг друга.

— А что вы делали в Африке?
— «Экспортировали» социализм братским народам, крепили дружбу. И я в том числе. Никогда не забуду, как мы с мужем в составе делегации деятелей советской культуры оказались в Мали. И были безумно счастливы — эта страна показалась нам пиком цивилизации. После Гвинеи, где было очень страшно. Как там нас не съели — до сих пор для меня загадка. Говорю это без преувеличения!

ВСЯ ПРАВДА О МОИХ «РОМАНАХ»

— 35 лет супружества — случай редкий в киношной среде. Тем не менее, извините, конечно, но сплетни о ваших многочисленных романах ходят до сих пор. Или это не сплетни?
— Да, я не скрываю — я влюбчивый человек. И ничего в этом предосудительного не вижу! Я считаю, что женщина создана для любви. К тому же я актриса. Мне хотелось блистать, быть в окружении поклонников. И конечно, я была избалована мужским вниманием. И Володя всё знал, я секрета не делала. Однажды Станислав Ростоцкий прямо при нём признался мне в любви. Или я могла сказать Володе: «Знаешь, чтобы хорошо сыграть Габи в «Семнадцати мгновениях», мне надо влюбиться в Славу Тихонова».

— Влюбились?
— (Смеётся). Много лет все меня пытают: «У вас было что-то со Штирлицем или нет?» Я отвечаю: «Это тайна, которую никто не узнает... » Кстати, Володя меня в роли Габи очень любил. И относился к нашей профессии с пониманием, разделял кино и реальную жизнь.

— К числу ваших поклонников причисляют поэта, сценариста Геннадия Шпаликова, Юрия Гагарина...
— Гена Шпаликов в меня был сильно влюблён ещё в институте, до моего замужества, активно ухаживал, восхищался моими глазами и даже сценарий написал, где главная роль предназначалась мне. Но я тогда была не готова к серьёзным отношениям. А Юрий Алексеевич Гагарин был не то что поклонником, он просто симпатизировал мне. Перед поездкой в составе советской делегации в Чили (где я была единственной женщиной!) меня пригласили в ЦК комсомола Украины «на инструктаж», а там оказался и Юрий Алексеевич. После возвращения из Сантьяго нас отправили в один из домов отдыха, и Гагарин тоже поехал. Мы играли в баскетбол, волейбол, прекрасно проводили время. Позже он пригласил нас с Володей к себе в загородный дом. Всё время говорил: «Володя, как тебе повезло, что у тебя такая красавица жена». И мне это очень льстило.


— Раз уж мы заговорили на эту тему. До сих пор ходят слухи, будто на съёмках «Бриллиантовой руки» Андрей Миронов не давал вам прохода...
— Да не было у нас никакого романа! И быть не могло: я работала на площадке всего три дня: один в павильоне и два в Анапе, на натуре. Отснялась и через пару дней уехала. Откуда взяться роману?! Да, Андрюша легко воспламенялся при виде привлекательной женщины, но у него их хватало и без меня — ему мало кто отказывал. Хотя сплетни про нас потом ходили. Да и — самое смешное — что повод был. (Смеётся).

— Ну вот. Значит, всё-таки не бывает дыма без огня...
— После окончания съёмок мы с группой отметили это событие шампанским, я на радостях чуть-чуть перебрала. И мы с Андрюшей пошли купаться на море — отсюда и слухи. Заплыла я достаточно далеко, а было жарко, и мне стало плохо. В результате я едва не утонула, и Миронов меня спас — помог выйти на берег. Я его благодарила, целовала, в ответ он меня целовал... И всё — кроме вот тех поцелуев, ничего у нас не было. А потом меня все спрашивали: «Это правда? Это правда?» Кто-то позже даже написал, что «больше всех Миронов любил Светлану Светличную». Конечно, звучит тоже лестно, но это неправда.

Что бы о нас с Володей не говорили, мы жизни друг без друга не мыслили. В кого бы ни влюблялась я, и кто бы ни влюблялся в меня, Ивашов всегда оставался на первом месте, а остальные мужчины — песчинки в пустыне.

— Вас называли «самой красивой парой отечественного кинематографа». Почему на экране вы почти не встречались?
— Мы никогда не ставили условия, что будем сниматься только вместе. По-серьёзному мы снялись вместе только у Станислава Ростоцкого в «Герое нашего времени». А всего в кино у нас было лишь три общих фильма — ещё «Тётка с фиалками» и «Новые приключения неуловимых». Зато много лет мы проработали на сцене Театра киноактера. У нас была очень интересная совместная работа — «Бесы» по Достоевскому. Я играла Марию Лебядкину, Володя — Ставрогина. Мы сыграли с ним 70 спектаклей, и ни один выход не был похож на другой.

ВОЛОДЯ УМЕР ОТ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

— Известно, что после того, как вы вместе оставили Театр киноактёра, ваш муж вынужден был работать на стройке...
— Мы ушли из театра осознанно. Нам сказали, что новых ролей не будет, а те спектакли, в которых мы играли, будут сняты из репертуара. Но мы сделали правильно, что ушли — главной причиной конфликта стала банальная борьба за помещение. Другое дело, что в начале 90-х мы не могли найти работу в Москве. Меня часто спрашивают: как, такой артист — и оказался на стройке?! Да вот так! Кушать было нечего! Чтобы выжить, мы ездили со спектаклем «Стряпуха» по городкам и селам и выступали не за гонорар, а за банку консервов и палку колбасы. А когда стало ещё хуже, Володя пошёл строить ангары, склады. Он специально выезжал из дома в резиновых сапогах, вязаной шапке, телогрейке, чтобы его не узнали. Но его всё равно узнавали, удивлялись... Муж страшно страдал от своей невостребованности, от того, что не может прокормить семью. Из-за того, что в 55 лет, будучи не очень здоровым человеком, он целыми днями таскал кирпичи, подавал шифер, грузил шлакоблоки, у него открылась язва, ему сделали операцию, и он умер в больнице. Мне кажется, он от переживаний умер. Володя не мог без театра, без ролей.

Я всячески старалась ему помочь, не сидела сложа руки. Доходило до того, что хотела податься в дворники — подметать Нескучный сад. Одна знакомая предложила брать у неё три-четыре пары канадских туфель и продавать с рук. Почти каждый день я моталась с коробками, и в день зарабатывала долларов 20, что было неплохим подспорьем. Потом, когда Володи не стало, на специальных курсах обучилась торговле пылесосами.

— Покупателей не удивляло, что пылесосами торгует Светлана Светличная?
— Да ни капельки. Время было сумасшедшее — как будто мир перевернулся! Был период после ухода Володи, когда я убирала квартиру богатого соседа-бизнесмена: следила за чистотой, мыла полы. Причём, сосед поначалу наотрез отказывался, говорил, что я — его кумир. Но пришлось объяснить, что без этого я просто не выживу, и он согласился. Клянусь, в тот момент я даже на секунду не задумалась, унизительно это для заслуженной артистки или нет. И мне, и моему младшему сыну Олежке надо было что-то кушать, во что-то одеваться. Все почему-то думают, что жизнь должна состоять из порханий, радости, богатства, а я пришла к другому выводу: мы посланы сюда для испытаний — и физических, и моральных.

— После смерти мужа вы пережили еще один удар — потеряли младшего сына.
— Я научилась держать удары судьбы. Была бы неверующей — не выдержала бы потерю Олега. Мы были очень близки. Он был очень молодой и очень талантливый мальчик, ему было всего 33. Сейчас я знаю, что Олежку забрал Господь, и так решил меня сделать ещё сильнее.

ВСЁ В ЭТОМ МИРЕ ПОСТРОЕНО НА ЛЮБВИ!

— Предположу, что «возрождение» актрисы Светланы Светличной связано с фильмом «Богиня. Как я полюбила» Ренаты Литвиновой, где вы сыграли необычную, яркую роль. Это так?
— Понимаете, когда актёра начинают забывать, то он начинает увядать, и не только физически. Слава — мимолетна, молниеносна. Некоторые не выдерживают этого, спиваются, сходят с ума. Поэтому я бескрайне благодарна Ренате за то, что в результате этой работы обо мне вновь заговорили как об актрисе.

— И вас вновь начали активно снимать. В прошлом году вы снялись в картине «Девушка и смерть» знаменитого голландца Йоса Стеллинга. Картина о любви?
— Конечно, всё в этом мире построено на любви. Я вообще считаю, что когда человек теряет это чувство, он перестает жить.

— Но, судя по всему, это не про вас...
— Безусловно. Я не скрываю возраст, живу нормальной актёрской жизнью, в окружении поклонников. И мне достаточно узнаваемости и любви. Я имею в виду любви как к актрисе. А то у нас жёлтая пресса сразу напишет. Помню, как-то сказала, что отказалась сниматься потому что в сценарии много текста — не выучу. Моментально вышла статья с заголовком «Светличная теряет память!» (Смеётся).

— Вашей энергии, вкусу к жизни могут позавидовать многие молодые. Как вам это удаётся?
— Каких-то особенных секретов у меня нет. Мне кажется, что очень важен настрой. Есть люди, у которых сложно складывается жизнь, но человек настолько настроен на на любовь, на добро. Всё зависит от силы духа! Вот я могу сказать, что во мне этот дух, видимо, с рождения. Потому что испытаний у меня, может быть, даже поболее, чем у кого-то. Но когда мне плохо, я всегда себе говорю: «Светка, могло быть хуже». Вот прошлой зимой поскользнулась на улице, сломала руку и ногу, но сказала себе: «Могло быть хуже!» А боль была адская, и сердце могло остановиться, потому что был перелом со смещением. Повезло, что прохожие подняли, вызвали скорую. Такая травма — разве не повод расклеиться, плакать с утра до вечера? А меня всю в гипсе на каталке по больнице возили как экспонат. Не как известную актрису, а как пациента с крепким духом. Врачи говорили: «Сейчас мы вас повезём в палату, где все хнычут. Мы вас этим нытикам покажем».

Ещё очень важно — окружение. Я когда попадаю в компанию приятных, трогательных и добрых людей — всё, мне больше ничего не надо. Могу перетерпеть любую боль. Я после этого расцветаю. А всевозможные кремы и притирки — не самое главное. Нужно любить себя. Вот я себя полюбила, может быть, лет десять тому назад. Поэтому, когда меня спрашивают «А кто вам нравится?», я отвечаю: «Мне нравится Светлана Светличная». И добавляю: «Нынешняя». И это вроде бы и шутка, но и правда одновременно.

— Как ни крути, но вы — родом из СССР. Что сегодня вас больше всего приятно удивляет?
— Очень умные дети. Особенно — технически. Они готовы жить в космосе. А я даже не знаю, как работает интернет, у меня его нет, и не будет. Я знаю, как работает чайник, утюг, электроплита и телевизор. Мне достаточно. И то сейчас есть семьи, где отказались от телевизора. Может они и правы. Но я не отказываюсь, потому что хочу иногда посмотреть на себя, на свои интервью, которые раздаю по телеканалам. Хочу посмотреть свои фильмы, ведь некоторые раньше почти не показывали. Например, картину Михаила Калика «Любить». Режиссёру в Советском Союзе не давали нормально работать, можно сказать, его выдавили из страны. И в результате эта лента пролежала на полке двадцать с лишним лет. Да и «Стряпуху»-то долго не баловали показами.

— Ваша визитная карточка — «Бриллиантовая рука». А вам самой какие ваши фильмы больше всего дороги и почему?
— Все! У меня есть только одна картина, которую я не люблю. Она неинтересная! А все остальное... Я дебютировала в пронзительной «Колыбельной» того же Калика. Для меня в первую очередь важно, у кого ты снималась и с кем. Поэтому все эпизоды, которые я сыграла, — барыня в «Отце Сергии», Габи в «Семнадцати мгновениях весны», бортпроводница в «Неподсуден» — очень ценю.

— Лет двадцать назад вы сказали в интервью, что считаете себя «королевой эпизода». Для вас это звучит гордо?
— Конечно! Кто-то меня жалеет, мол, у вас так мало главных ролей. Мне достаточно. Пусть кто-то из нынешних звёзд так сыграет эпизод, чтобы он всем запомнился! Как в той же «Бриллиантовой руке», чтобы пять поколений знали фильм наизусть. Извините, что я чуть-чуть хвалю себя, но уберите оттуда мою Анну Сергеевну, и картина уже будет совсем другой.

— Не зря вам тогда Нонна Викторовна Мордюкова напророчила: «Теперь все мужики...»
— «Будут твоими!» (Смеётся). Знаете, только сейчас становится ясно, почему та или иная картина раньше не прозвучала. Та же «Стряпуха». Помню, когда она вышла, в «Советском экране» появилась издевательская статья под названием — «Драма с ополовником». Критиковали все кому не лень. А сейчас многие, кто меня узнает на улице и признаются в поклонении, говорят: «Я так люблю.» Думаю, сейчас назовут «Бриллиантовую руку», а они называют «Стряпуху». И я знаю почему.

— Почему?
— Потому что все нормальные люди хотят видеть на экране не пособие как убивать, насиловать, воровать, обижать. Ведь кино у нас в этом смысле процентов на 80 — отвратительное. Негатив полный. Вот и пришло время таких фильмов, как «Стряпуха». Добрых, честных, искренних, настоящих.

— У художника Густава Климта есть знаменитая картина «Три возраста женщины». А вы как считаете, сколько возрастов у женщины?
— Думаю, даже не возрастов, а состояний. В моей жизни их было много! Сначала детство, юношество, потом зрелость, мудрость. А сейчас уже — благодарность жизни за всё. Я благодарна за то, что меня жизнь не наказала и не сделали неузнаваемой. Вот новый, 2014-й год я встречала в Тарусе, в доме отдыха. Там было очень интересно, люди веселились, радовались. Но ещё более они были рады, что они видели Светличную живую. И это для меня лучший подарок!

— У вас по-прежнему идеальная фигура. Это гены или вы что-то специально делаете?
— Гены генами, но я держу себя в форме всю жизнь. Лет с 28 была моржихой — по системе Порфирия Иванова ходила босиком, обливалась холодной водой. И до сих пор уверена, что это один из верных способов быть бодрым, не приобретать болезни неизлечимые и не стареть. Я жила на Ленинском проспекте, а там рядом Нескучный сад. Через дорогу перебегала и...

— И по Москве — босиком?
— Конечно! Раньше в любой мороз бегала по Нескучному саду. Был период, когда голодала. Мой рекорд — 18 дней на одной воде.

— Ого! Ради фигуры?
— Да, я худела, но главное было — очистить организм. Кроме того, я всегда занималась спортом. Начиная со школы — играла в волейбол, баскетбол, занималась лёгкой атлетикой, гимнастикой. Плавала как русалка — у меня был третий разряд. А теперь я профессиональная болельщица. Люблю биатлон смотреть, футбол, борьбу, бокс. Выбираю самого симпатичного боксёра и болею за него. (Смеётся).

— Как боретесь с плохим настроением? Есть верное средство?
— Начинаю убирать квартиру, стирать, шить, мыть окна. Или музыку слушаю. Очень помогает. Иногда ставлю диск песен, которые поёт Володя. Его «Русское поле», романсы. Включаю, и он как будто рядом со мной.

— Что вас больше всего расстраивает?
— Жёлтая пресса! Когда пишут неправду.

— Когда в прессе муссировали ваши отношения со стилистом Русланом Татьяниным, вас это расстраивало или веселило?
— Сначала ранило. Как же так? Ничего не было, и быть не могло. Наше поколение, если и влюблялось, то не могла бабушка влюбиться в человека, младше сына своего. Понимаете? Вот Прохор Шаляпин по телевидению заявил: «У меня был роман со Светличной!» Я сама слышала. Потом звонил, извинялся...Это лицо нашего времени, когда для пиара придумывают что угодно и на этом зарабатывают. Это грязно и противно. Ведь есть люди, которые поверили.

— Раз люди верят, в этом тоже можно позитив найти. Значит, классно выглядите!
— Нет, не хочу. Позитив в другом. Лучше влюбиться тогда в дряхлого старика из-за того, что он талантлив и благороден, и за ним ухаживать.

— Вы бы могли влюбиться?
— Точно знаю, что могу. Но если человек захочет продолжить свою жизнь вместе со мной, мне обязательно нужно, чтобы он был талантлив, добр и элегантен. А где вы сейчас такое чудо найдёте? (Улыбается).

— Мечтаете удивить своих поклонников новой ролью в кино?
— Конечно, хочется. Если такой режиссёр, как Йос Стеллинг меня увидит в своей следующей работе, я всё брошу. Помню, во время съёмок фильма «Девушка и смерть» он сказал: «У Светланы великое будущее». Я рассмеялась: «Йос, у меня великое прошлое!» Мне было тогда 72 года. На что он ответил: «Для вас возраст не имеет значения».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: