Как научить ребенка кататься на лыжах. Основные методики. Начались занятия в детских горнолыжных школах Спортивный комплекс «Степаново»









Кому нужна эта статья: тому, кто собрался обучать ребёнка от 2-х до 5-ти лет горным лыжам. Статья написана на основании личного опыта. Некоторые рекомендации могут показаться нелогичными с теоретической точки зрения, но на практике работали хорошо. В статье учтён опыт предыдущих поколений, а также описано несколько личных ноу-хау.

С чего начать: Во-первых, нужно понять, что ребенку это обучение не нужно, а нужно оно, скорее всего, родителям, т.е. вам. Во-вторых, нужно ответить на вопрос - какой цели вы добиваетесь: сделать из ребёнка чемпиона или просто кататься вместе с ним и получать удовольствие. Для детей от 2-х до 5-ти лет первое не совсем правильно. Для чемпионов существуют спортивные школы.

Для обучения киндеров не столь важно хорошо кататься на лыжах, сколько быть хорошим детским психологом. Так что перед обучением лучше читать Б.Спока, чем Ж.Жубера.

Многое зависит и от темперамента ребёнка, от его осторожности, капризности и пр. В статье будет ориентир на некоего среднего ребёнка с достаточной осторожностью, не очень капризного и со стандартной физической выносливостью. Крайние случаи встречаются достаточно часто, но опять же это скорее разрез детской психологии, нежели обучения горным лыжам.

Подбираем снаряжение: Лучший вариант - это самые короткие лыжи. Даже если малышу уже 5 лет и весит он 15-20 кг, первые шаги ему будет лучше делать на лыжах 70см. Скорее всего, он из них «вырастет» за два дня катания. Так что лыжи логично брать у друзей или покупать/менять б/у, благо сейчас есть конференции для этих операций, например на www..ski.ru. Используйте лыжи современной геометрии, т.е. приталенные - это кардинально ускоряет процесс обучения поворотам. Палки не нужны. Шлем необходим, поскольку детей регулярно сбивают взрослые. Более серьёзная защита нужна, если ребёнок не очень осторожный. Маска и подшлемник - очень полезные вещи, особенно в ветреную погоду в них очень комфортно. Куртку, штаны и варежки лучше подбирать так, чтобы к ним не прилипал снег, и, в идеале, чтобы материал не скользил по снегу - в общем, обычные требования, как к взрослому горнолыжному костюму.

Первый шаг к горе: Эпиграф «Когда научитесь плавать, тогда нальём воды». Первые занятия лучше проводить дома на ковре (без ковра к вам быстро придут соседи снизу с очень конкретной целью). Посмотрите, что делают инструктора с новичками на горе - они делают разминку. Бегают в ботинках по снегу, одевают лыжи и топают, делают приседания. Можно отработать плуг, закантовку, а так же рассказать ребёнку где у лыжи кант, мысок, крепление и т.п. Зачем для этого ехать на гору? Ведь понятно, что ребёнок первый раз может «прожить» с горнолыжных ботинках и лыжах 15-20 минут. Совет: перед первой поездкой на гору поиграйте с малышом раз 5-10 в горнолыжную школу на ковре дома. Он привыкнет к весу лыж на ногах, и первый выезд на гору будет более продолжительным и продуктивным. Занятия дома просто необходимы для детей 2-3 лет, для детей постарше можно его не то чтобы пропустить, но сократить занятия до минимума.

Второй шаг к горе: Очень хорошо, если родители катаются не только на горных, но и на беговых лыжах. Всё очень просто - вы катаетесь на беговых лыжах, а ребёнок едет на верёвке за вами на горных. Свежий воздух, зимний лес, физическая нагрузка, а киндер тем временем привыкает к скольжению. Иногда скатывается с маленьких бугорков. При таком подходе за один день можно проскользить несколько километров, чего достичь на учебном склоне просто нереально.

Наконец добрались до горы: Подберите уклон минимальный, чтоб киндер только-только катился. Будет хорошо, если вас пустят в «лягушатник». Спустите малыша несколько раз и посмотрите, на что он способен на горе. Сразу скажу, что у маленького ребенка нет мотивации поворачивать, поэтому поворачивать он не будет, даже если может это сделать. Какую игру придумать, чтоб ребёнок начал поворачивать - решать вам. Можно «рулить как автомобильчик», «как кораблик», можно «как зайчик следы путать» или играть в догонялки, можно рисовать змейки, можно ставить палочки и вокруг них рулить (но на моей практике детей не очень прикалывает ездить между палками). Конечно, показывать собственный пример. При первых спусках поставьте детей «в плуг», в этом плане за последние десятилетия ничего нового придумано не было и на эту тему есть много информации и даже есть специальные приспособления, фиксирующие лыжи ребёнка в плуге. А при современной геометрии лыж, от плуга до резаных поворотов у ребёнка один шаг. Дети быстро просекают момент, что если лыжу поставить на кант, она классно поворачивает.

Залезли наверх горы: При первых спусках с горы лучше малыша держать на поводке. Но увлекаться ездой с ребёнком на верёвке не стоит. Т.к. мотивации поворачивать нет, ребёнок будет «висеть» на верёвке и ехать напрямую, не тормозя. Но до 3-х лет у вас точно не получится отпустить ребёнка на горе без поводка. Старайтесь свести функцию поводка к функции страховки. Т.е. не бойтесь дать ребёнку разогнаться до падения, только будьте аккуратны и не задавите малыша - поводок должен быть достаточной длинным, минимум 5 метров. Не бойтесь, что ребёнок упадёт - сальто через голову для них нормальный трюк, единственное, что их может испугать - это испуг родителя после детского падения, ну и неприятно, если в рот набился снег. Хорошая замена поводку - это лыжные палки. Схема простая: вы держите палки с одного конца, а ребёнок с другого. Можно стоять к ребёнку лицом - тогда скорость небольшая, т.к. вы едете спиной вперёд, но полностью контролируете ребёнка. Можно стоять к ребёнку спиной, тогда скорость выше, и малыша контролировать сложнее. Да, - ребёнок должен быть выше по склону. Старайтесь, чтобы он не висел на палках. Используя палки, очень хорошо приучать дитя ездить поворотами, - в отличие от поводка, сцепка здесь жёсткая, и вы находитесь впереди ребёнка, задавая направление движения. Этот способ я практиковал для проезда крутых участков трассы, на пологих ребёнок рулил самостоятельно.
И вот вы решились отпустить малыша в свободный полёт. Обратите внимание, что дети гоняют напрямую, иногда притормаживая плугом. Как я уже говорил, - это отдельная история, как мотивировать ребёнка поворачивать. В первую очередь сами забудьте про плуг, хотя очень соблазнительно ездить именно плугом на скоростях, близких к нулю. Можно привлечь детей постарше, чтобы показывали пример. Ну и опять игра, игра и игра. В течение всего первого сезона «без поводка» ребёнок будет постоянно срываться в езду напрямик - пресекайте такие попытки.
Перед тем как пустить ребёнка вообще в свободный полёт, т.е. без присмотра, позаботьтесь о том, что ребёнок усвоил основные правила техники безопасности на горе. Но думаю, что пятилетнего киндера вы вряд ли решитесь упустить из виду, по этому я эту тему в пропущу.

Подъемники: Подъём, наверное, - одно из самых опасных мероприятий для ребёнка. Для двухлетнего малыша хорошо подходит бугельный подъемник(«швабра»). Киндера вы должны поставить у себя между ног. Только ОЧЕНЬ внимательно следите, куда едут лыжики малыша! На практике в «одиночное плавание» на бугеле ребёнка можно отпускать в 5-6 лет. Есть маленькая хитрость, которую нужно подсказать ребёнку: на горизонтальных участках пусть тормозит плугом. Вагончики (типа «яйцо») - тоже хорошо, но грузиться в них и вылезать очень проблематично. Киндер не может самостоятельно залезть в вагончик, а держать в охапку ребёнка, свои и детские лыжи не очень просто. Кресло - проблема грамотно усадить ребёнка. Одежда и перчатки должны быть строго не из скользкой ткани. Идеально, когда оба родителя с двух сторон поднимают и усаживают малыша. Ноги не должны свисать вниз. Практика показала, что киндер ростом до 1 метра, легко помещается вместе с лыжами под пластиковым колпаком кресельного подъемника. Обращайте внимание, как и куда опускается страховочная трубка с подставками для ног. На 4-х и более местных креслах есть промежуточные упоры между сидушками, которые могут очень сильно придавить ноги. Кресельный подъемник опасен тем, что страховочное оборудование там не рассчитано на маленьких пассажиров. Можно сажать дитя на колени, но я этот способ не практиковал.

И всё же немного о психологии: Если ребёнок на горе говорит, что устал, то скорее всего ему просто неинтересно или он проголодался. Из уставшего ребёнка сделать неуставшего - задача довольно сложная. В ход могут идти переключение внимания, новая глобальная затея, мотиваторы в виде шоколадки после победного спуска. Ещё интересный момент: известно, что со своими родителями дети себя ведут хуже, чем с чужими (капризничают, не слушаются и т.п.). В этой ситуации нужно кооперироваться с друзьями, у которых аналогичный подход к совместному отдыху с детьми - смело меняйтесь детьми и разъезжайтесь в разные углы горки. Проверено на практике - работает очень хорошо.
Ребёнок быстро устаёт от монотонного катания, поэтому скатывание с горы на лыжах можно чередовать с валянием в снегу, катанием на санках и пр.

Заключение: Если малыша начать ставить в 2,5-3 года, то по этой методике к 4 годам бебика можно спокойно отпускать на горе. Дальнейшее его обучение не имеет особого смысла - жизнь сама научит остальному. Ну, можно пару лет спустя 2-3 часа потратить на то, чтобы рассказать ему про параллельные лыжи, переднюю стойку и работу палками. И не забывайте следить за безопасностью ребёнка, а также, чтобы не замёрз или не вспотел. Для детей старше 8 лет вообще подходят методики обучения для взрослых.

Чего не рекомендую делать: спускать ребёнка между ног, подмышкой, хотя это рекомендуют некоторые авторы. Т.е. всячески избегать езды "в обнимку". В большинстве случаев киндер расслабляется, повисает на вас и вообще забывает, что он на лыжах.

Отзывы и комментарии

Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере

Большое спасибо за статью! Я в этом году буду проходить через это с сыном и уже начал изучать всякие материалы на эту тему. Мне очень понравилась Ваша идея одеть ребенка в лыжные ботинки, надеть лыжи, и поиграть в лыжи дома на полу чтобы подготовить ребенка. Также, Ваши замечания про детскую психологию очень полезны. Я думаю что я начну с того что сдам ребенка в детскую школу при горе где дети ездят в специальном детском лягушатнике на транспортере вверх и потом по почти плоскому склону вниз под налюдением инструкторов. Через пару таких занятий начнем кататься сами и будем использовать поводки как Вы советуете.

Большое спасибо за статью.

Несколько вопросов: насколько я себе представляю, поводки обычно состоят из двух лямок метров по пять длиной которые крепятся к бокам жилетки которая одевается на малыша. Говорят этими лямками, потягивая или левую или правую, можно управлять поворотами малыша. Вы не пробовали? Насколько это эффективно?

Другой вопрос - эти поводки часто продаются вместе с приспособлением которое скрепляет вместе носки лыж чтобы они не разъезжались. Вы не пробовали, насколько оно полезно и насколько долго имеет смысл его использовать?

Посадка с ребенком на кресельный подъемник вроде бы понятна, а вот сойти с подъемника может быть труднее так как там обычно бывает небольшая горка и малыш может испугаться или растеряться. Какие у Вас были наблюдения по этому поводу? Что Вы делаете чтобы избежать неожиданностей?

"Двух веревочные" поводки не пробовал. Возможно они и дадут эффект, т.е. ребенок будет быстрее прогрессировать. Но я считаю так, что на покупку спец поводков вы потратите 3-4 часа личного времени... может лучше это время поковыряться с ребенком на горе? :)

Проблема наезда лыжи на лыжу есть, но потребности в специальном устройстве для детей я не вижу. Посмотрите внимательно самое начало фильма про Волен (ссылка вверху статьи), там Алевтине 2, 5 годика, лыжики стоят параллельно и даже тенденции нет разъезжаться или наезжать друг на друга. Скреплять мыски ИМХО полезнее для начинающих взрослых.

Слезать с кресла с ребенком проще простого, там все естественно получается. Взял ребенка в охапку и скатился кубарем с горочки:). С малышом, который пугается таких маленьких горочек лучше на кресло не садиться, значит, ему еще рано лезть в горы. Тренируйте его внизу.

Кстати, оригинал статьи на моем сайте уже год висит, там фоток побольше, а тут была статейка 15-летней давности... надо было бы ее для истории оставить. Прикольно сравнить как развивается методология обучения в моем представлении:)

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий. Выбор склона соответствующего способностям и умениям ученика (ребёнка, взрослого - неважно) одна из основных задач инструктора. Вместо того чтобы отпускать его "до падения" выберите склон с контруклоном.

Приспособления для какой-либо фиксации лыж заменяют игры. Так же как и попытки вдолбить дитю отличие "право-лево" прекрасно замещаются цветными ленточками на ногах.

Чем "дальше в лес" тем веселее - дети любят скорость. И, как правильно замечено - не очень стремятся поворачивать. Траектория движения ребёнка по склону довольно близка к линии падения. Об этом нельзя забывать когда вы идёте друг за другом.

З.Ы. написано на личном опыте, а также по оставшимся в голове следам инструкторских курсов в австрии.

Если требуется использовать какую-либо страховку, значит вы неправильно выбрали склон для занятий.

Это основа обучения.

Но родителям часто хочется кататься вместе с ребенком, показать всякие интересные и красивые места. Тут и приходят на помощь всякие страховки. В таком случае можно говорить не об обучении, а просто о катании с ребенком, типа экскурсии. Приблизительно, как альпинисты в связке идут в гору. Если это разовые спуски, то ничего плохого здесь нет.

Я согласен со Ski_Baby: единственный склон с которого невозможно далеко уехать - это склон в лягушатнике. Конечно хорошо отдавать малыша на попечение инструкторов в лягушатнике, но это кусается с финансовой стороны да и хочется самому попыть с ребенком на снегу а не только смотреть на него со стороны. А как только начнешь ездить с ребенком сам за пределами загона для малышей- пусть это будет даже самый пологий зеленый склон - все равно склон длинный и возможность уехать не туда потенциально существует. И разогнаться тоже можно если ехать по зеленому склону по прямой. Так что лучше держать ребенка на поводке чем пытаться ловить за шкирятник в процессе движения

Меня интересует еще один вопрос - обычная система обучения включает обучение плугом а потом отучивание от плуга и переучивание на параллельное ведение лыж. Я знаю что взрослые нередко осваивают плуг за два дня и потом затрачивают несколько лет чтобы полностью от него отучиться. Так что плуг выглядит как очень вредная привычка. Существуют системы обучения сразу параллельному катанию, нампример PMTS direct parallel. Я вот только не знаю насколько эта система применима для детей - может быть им слишком сложно следовать последовательности упражнений требующихся в этой системе. Было бы очень интересно узнать пробовал ли кто нибудь обойти плуг и научить ребенка сразу кататься в параллельной стойке? И если учить ребенка через плуг, сколько времени занимает его потом переучить на параллельный поворот?

Кстати, я посмотрел видео на которых дана ссылка в статье, и был впечатлен тем как красиво, интересно, и качественно они сделаны! Смотрели вместе с малышом, после чего он опять побежал одел шлем, лыжи, и мы стали снова практиковаться на ковре

У меня сын с двух лет, без плуга. Еще куча детей из нашего клуба, 10-12 лет, без плуга начинали.

Если есть возможность не туда уехать, то это пока еще не его склон.

Стандартная австрийская система: прямая->плуг->карв. Между этими этапами нет чёткой границы, переход осуществляется постепенным добавлением элементов следующей ступени к предыдущей. Т.е. нет "переучивания". Есть чёткий план работы с начинающими с кучей упражнений. Тот же плуг, правильно выполненный, очень динамичная (и с непривычки довольно непростая для правильной демонстрации) вещь. Кстати, из двухнедельного курса примерно 50% времени ушло на отработку этого самого плуга, несмотря на то что в группе были весьма неплохие лыжники и спортсмены.

С детьми с одной стороны проще - они плуг, пусть даже и частично, используют очень долго. Нам показывали раскадровки с соревнований 10-12 летних детей и тыкали пальцем в элементы плуга в слаломе. И анатомия у детей совсем не наша, и мир видят они из другой перспективы.

Поэтому не надо избегать плуг, ему нужно правильно учить!

В любом случае, плуг ли, карв, неважно - это работа корпусом не меньше чем ногами, и блокировать корпус палками, вожжами и чем угодно - это создавать проблемы ребёнку на будущее.

И... игры, игры, игры. К сожалению у нас был всего 1 день посвящённый занятиям с детьми. Да, конечно, возможности школы по части разноообразия неисчерпаемы, но и простыми способами можно "продвигать" чадо к правильному катанию. Одна из любимых игр моего старшего это "сорвать с дерева банан (при перекантовке тянемся вперёд и вверх) и запихать его в ботинок не врезавшись в дерево (завершаем перекантовку, наклоняем корпус вниз по линии падения склона). Объяснять это обычными словами... Ну лично у меня нервов не хватает:)

vitos,

В школах для этой цели строят канавы, бугры и прочие штуки которые просто и незатейливо загоняют ребёнка в змейку. Ну есть ещё масса способов заставить детей переносить вес на одну лыжу. Вне школы эти возможности разумеется ограничены.

Я со своим поступил следующим образом:

2 ленточки разного цвета повязаны на коленки. Он у меня прётся от мультика "Тачки" соответственно ленточки были:красная (МакКуин) и зелёная (Чико). Ну и в кармане на всякий случай ещё синяя (Кинг) и жёлтая (Мэтр). Начинаем движение по прямой. Далее следует "Кажется МакКуин отстаёт, давай-ка поможем ему!" при этом давим обеими руками на колено с красной ленточкой. Потом то же самое с другой ногой. Что происходит с траекторией движения при попытке достать и надавить обеими (именно обеими) руками на колено, думаю, объяснять не надо:)

Советы насчёт спец.площадок и лягушатников замечательны, но в реальности не осуществимы. Потому что у нас ни на какой учебный склон ребёнка с родителем без инструктора курорта не пустят.

А вожжи (именно двойные возжи, а не поводок) позволяют контролировать скорость, направление движения, и в какой то мере (вместе с игровыми моментами) стойку ребёнка. И, кстати, позволяет сразу поставить поворот без плуга.

Австрийская система хороша при наличии австрийской инфраструктуры - приехал в горы, ребёнка на неделю в горнолыжные ясли, на выходе получил партнёра по катанию. ;-)

У нас, к сожалению, хороших детских инструкторов можно пересчитать по пальцам, с трёхлетками, по моему, вообще никто не работает, ценник негуманный, организация отсутствует.

А предлагаемая методика позволяет работать с ребёнком в наших реальных условиях. Можно добавить всяких игровых моментов (как добиться вертикальной работы ногами, правильного положения рук, поворотов), но как база - очень хорошо.

Спасибо большое за статью!

Я с семьей живу в Японии и ставлю в этом году на лыжи дочку 3,5 года. У нас горнолыжные курорты в 2х часах езды от дома, поэтому можно себе позволить ездить в радиалки хоть каждые выходные. Школы здесь в изобилии, но все, естественно, на японском или на плохом английском - и то, и другое не выход. Дочка очень ждала поездки в горы из-за снега - там, где мы живем, он выпадает один-два раза за зиму. Поэтому и лыж ожидала с нетерпением, а особенно поездки наверх на подъемнике. Я сама сшила по образцу вожжи и жилетку из ремней, купили оборудование, шлем. Подъем пошел на ура, первый спуск из-за ощущения скорости тоже с энтузиазмом, а потом как раз пошло нытье, что лыжи разъезжаются, ногам в ботинках больно и в таком духе. И оказалось, что я как мама и нструктор в одном лице плоховато подкована теоретической базой, как в какой последовательности учить. Вроде, все ясно, а у самой уверенности в правильности того, что делаешь с ребенком на горе нет. А теперь будет! С завтрашнего дня будем бороздить ковер:) У нас итак дочка с характером, поэтому многое приходится делать через игру. Но на обучение лыжам, то ли от собственной собранности на горе, чтобы не упасть с ребенком, ее не упустить, я эту практику не перенесла. Спасибо еще раз !

Дети – в школу!

Начался набор в детские горнолыжные школы

«Готовь лыжи летом» в наибольшей степени относится не столько к самим лыжам и прочему инвентарю, сколько к горнолыжникам. Особенно юным. Все лучшие московские горнолыжне школы начали набор в группы уже в сентябре, сейчас проходят первые тренировки. Так что если вы хотите видеть свое чадо на лыжах/сноуборде уже в этом сезоне, ждать первого снега отнюдь не обязательно.

«Бесснежная» подготовка практически во всех уважаемых заведениях включает ролики, ОФП (мяч, прыжки, скакалки и прочие упражнения), в некоторых школах – батут и велосипед.

Для первых занятий необязательно покупать весь комплект инвентаря, его можно взять в прокат, пока не станет понятно, что выбранный вами вид спорта у ребенка «пойдет».

На что скорее всего придется раскошелиться, так это на шлем (для тех, кто не слишком знаком с подробностями – для роликов и лыж шлемы разные). Цена нового роликового(велосипедного) шлема – 900-1500р. Не обойтись и без комплекта защиты – она продается в любом приличном спортивном магазине. Попытка сэкономить и купить недорогую защиту обычно заканчивается тем, что через 4-5 занятий приходится покупать новую – первыми разваливаются наладонники, затем уже страдают другие детали. Cредняя стоимость детского комплекта, который прослужит дольше 1 месяца – от 1100 р. Для нежных и плаксивых особ для первых занятий на роликах очень актуальны защитные шорты (от 450 р.)

Даже если спортивная школа не требует в обязательном порядке справку от врача, обязательно проконсультируйтесь с педиатором и/или с хирургом: при некоторых ортопедических проблемах горнолыжный спорт и ролики не показаны.

Из спортивных московских школ мы опросили три, наиболее известные и популярные: «Кант», Горнолыжная школа ЦСКА и РГШ «Столица».

ГОРНОЛЫЖНАЯ ШКОЛА ЦСКА

Школа, известная своим хорошим уровнем преподавания и, конечно, ее директором. Руководитель Горнолыжной базой ЦСКА Сергей Петрик - мастер спорта международного класса, десятикратный и последний чемпион СССР, призер Чемпионатов Европы, замечательный тренер (между прочим - с высшим педагогическим и юридическим образованием). На его опыте и авторитете уже много лет держится и успешно развивается и детская школа, и сам склон. В этом году в школу принимают детей от 5 лет, для дошкольников тренировки проходят в утреннее время (понедельник-среда или вторник-пятница, с 10.00 до 11.30), школьники тренируются три раза в неделю после школы. В межсезонье одно занятие – ОФП (на улице или в спортивном/тренажерном зале, упражнения на координацию, «классики», скакалки и пр.), еще одно – ролики.

Для поступления в школу требуется принести копию свидетельства о рождении, копию страхового полиса, справку от врача о том, что ребенок может заниматься горнолыжным спортом и 1 фотографию. Цена абонемента на весь сезон (с сентября по май) – 8000 рублей , возможна оплата 50% с последующим внесением остатка суммы до декабря. Если в школе занимаются сразу двое детей, действуют скидки.

Плюсы:

  • Приятная, почти домашная, камерная атмосфета – как в самих группах, так и во всей школе;
  • Небольшие группы и сильный уровень преподавания;
  • Занятия проходят в лесной, экологически чистой зоне, в районе Филевского парка, рядом с Москва-рекой;
  • Несколько раз в год школа выезжает в спортивно-оздоровительные лагеря и на соревнования;
  • Хорошая подготовка склонов (2 ратрака, 2 подъемника), во время тренировок ограничен вход посторонних;
  • Доступные цены.

Минусы:

  • Занятия проходят в будние дни, соответственно, дошкольникам приходится пропускать занятия в саду или подготовку к школе (для более старших групп занятия проходят во второй половине дня);
  • Ограничено число тренеров: если ваш ребенок не «сошелся характером» с преподавателем, придется менять школу.
  • Преподают только горные лыжи и ролики, на сноубордах и скейтбордах кататься не учат.

Координаты: Тел. 415 4015, Рублевское шоссе д.24, метро: "Молодежная, "Крылатское".

Как добраться: с Рублевского шоссе (из центра) поворот направо между магазином "Ежик" и зданием "Еврохимчистки", далее прямо до забора и направо, ехать параллельно Москва-реке.

КАНТ

Услуги, которые предлагает детям (от 3 лет) и родителям спортивная школа «Канта»:

  • Пробное обучение начальному катанию путем подключения к абонементной группе
  • Экспресс-обучение начальному катанию в малых группах
  • Индивидуальное обучение
  • Обучение слалому на роликовых коньках и скейтборда специальная физическая подготовка для горнолыжников и сноубордистов в абонементных группах (весна, осень)
  • Пробное обучение слалому на роликовых коньках и на скейтбордах путем подключения к абонементной группе
  • Экспресс-обучение слалому на роликовых коньках и скейтбордах в малой группе
  • Индивидуальное обучение слалому на роликовых коньках и скейтбордах

Соответственно, как только выпадает первый снег, ролики заменяются на горные лыжи или сноуборд и начинается обучение горнолыжной технике.

На практике в «Кант» чаще всего приводят детей разного возраста, и их записывают в группу к тренеру. Попасть к хорошему тренеру – отдельная (и не самая простая) задача, но если вы отдаете ребенка младше 6 лет, крайне важно, чтобы тренер и малыш нашли общий язык. Записывая ребенка в "Кант" нужно иметь ввиду, что это - коммерческий клуб, с соответствующими целями. И, конечно, очень многое зависит от того, к какому тренеру попадет ваш ребенок.

Абонемент на 4 тренировки стоит 980 рублей.

Документов и справок не требуется.

Плюсы:

  • Большое число групп и тренеров;
  • Можно заниматься в выходные дни;
  • Кроме роликов, занятия включают прыжки на батуте;
  • Хорошая оснащенность школы – кроме собственно горок с подъемниками есть рампа для роллеров и другое оборудование.

Минусы:

  • Достаточно дорого – ежемесячно на занятия уходит почти 2 тысячи рублей, а при трехразовых тренировках – еще больше.
  • Состав новых групп быстро и достаточно часто меняется.
  • Сам клуб расположен не в лучшей экологической зоне столице, а если вы не живете поблизости, на дорогу может уходить много времени.
Координаты:

Http://www.kant.ru, м. «Нагорная», Электролитный проезд вл. 7-Б, тел: 317-61-01
Как добраться: от метро «Нагорная» прямо по Электролитному проезду (ок. 500 м), заезд в клуб – слева, следовать указателям «Московские Альпы».

РГШ “СТОЛИЦА”

Дестко-юношеские спортивные школы РГШ расположены в 4 районах Москвы:

Ново-Переделкино - сноуборд и горные лыжи

Севастопольский проспект (Узкое) – только горные лыжи

Северное Бутово – тольно горные лыжи

Куркино - горные лыжи и сноуборд

В школу зачисляются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортом. Школа обеспечивает учащихся экипировкой (кроме шлемов и защиты) на время тренировок. Для занятий требуется такой же комплекст документов, как и в Горнолыжную школу ЦСКА. Занятия проходят 3 раза в неделю по 1.5 часа каждое, в межсезонье – ролики, велосипеды, батут. Тренеры РГШ «Столица» также работают на Воробьевых горах, однако в настоящее время «Воробьевка» не является подразделением РГШ.

Консультация для родителей

Влияние зимнего спорта на организм исключительно разностороннее: закалка организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение обмена веществ, получение заряда бодрости и хорошего настроения. Лыжи – добрые спутники здоровья.

Часто родители задумываются в каком возрасте можно начинать формировать у ребёнка навык ходьбы на лыжах. Осваивать «лыжную грамоту» можно уже с 3-4 лет. Однако, без терпеливой помощи взрослого научиться скольжению, поворотам, спускам, остановкам и подъёмам, конечно, не обойтись. Если у мамы хватит терпения каждые 5 метров надевать малышу лыжи, их снимать, поднимать его, играть без лыж, катать его, то скоро Ваш малыш научиться кататься весьма уверенно.

Начнём разговор с того, как правильно выбрать лыжи. Длина лыж зависит от роста ребёнка: он должен доставать до их конца вытянутой вверх рукой, а высота палок – на уровне подмышечных впадин. Обычно длина лыж для дошкольников 4 лет 100 - 115 см, для 5-летних - 120 - 124 см. Важный момент: детям до 5 лет лыжные палки вообще не нужны. Им трудно скоординировать движение и рук, и ног.

Лыжи следует хранить в сухом прохладном месте, в распорках. После окончания прогулки, прежде чем внести лыжи в помещение, нужно счистить с них снег и хорошенько протереть досуха тряпкой. Перед прогулкой желательно чтобы лыжи немного постояли на морозе – это необходимо для хорошего скольжения.

Не обязательно покупать маленькому ребёнку дорогие лыжные ботинки: для начала можно использовать мягкие крепления, которые фиксируют ногу на обычной зимней обуви. Обувь не должна жать ноги. Нужно позаботиться о том, чтоб они были в тепле. Для этого лучше надеть шерстяные носки поверх хлопчатобумажных.

Большое значение имеет одежда. Она должна быть непромокаемая, с манжетами, а на руках - теплые непромокаемые варежки, а не перчатки! Желательно иметь с собой ещё одну запасную пару.

Сначала надо научить ребёнка правильно стоять на лыжах: стопы параллельно, ноги слегка согнуты. Нужно обращать внимание на одинаковое расстояние между ногами при передвижении. Конечно, без падения не обойдётся. Не беда! Важно научить ребёнка самостоятельно подниматься после падения. Объясните ребёнку, что он должен падать не вперёд и не назад, а только в сторону. Он должен почувствовать, что лыжи – это интересное занятие, которое доставляет удовольствие.

Первые шаги – самые трудные. Поэтому ребёнка, недавно вставшего на лыжи лучше всего возить на буксире (круглая деревянная палочка длиной около 30 см, 2 см в диаметре, привязанная серединой к прочной стропе или веревке длиной около 5 метров) по ровным участкам. При этом мама или папа идёт впереди по лыжне то же на лыжах, и сзади «паровозиком» везёт своего малыша. Поверьте, это огромное удовольствие, во-первых, потому что на лыжах, во-вторых, потому что с мамой (папой). Ребёнку нужно будет удерживать равновесие, а для этого - найти нужное положение туловища.

На первых прогулках чаще повторяйте ребёнку, что надо не ходить, а скользить на лыжах. Если это не получается, предложите сделать сначала несколько коротких шагов (разбежаться), а уже затем пробовать скользить (прокатиться). Вначале поддерживайте его за руку. Часто главной ошибкой новичков является недостаточное сгибание ног.

Скользящий шаг рекомендуется разучивать на хорошо накатанной лыжне с чуть заметным уклоном. Известно, что дети очень любят подражать взрослым. Поэтому маме с ребёнком 5-7 лет лучше всего самой стать на лыжи, тогда обучение будет наиболее эффективным.

Напомним основные приёмы, которые должен освоить Ваш ребёнок. Нога выставляется вперед, несколько согнутой в колене. Нельзя при передвижении отрывать лыжи от снега: одна нога подтягивается к другой не путем переноса по воздуху, а только скольжением. Первые движения проводятся на укороченном шаге. Когда будет освоено поочередное скольжение, можно перейти на удлиненный шаг, но без применения палок. Руки должны двигаться свободно, без напряжения. Одновременно с левой ногой выносится правая рука, а справой ногой - левая рука.

Следующий этап - обучение поворотам. При повороте переступанием нога отставляется на некоторый угол (в сторону поворота), к ней приставляется другая так, что на снегу остается след в виде расходящихся лучей. Сначала обучите поворотам на небольшой угол, затем постепенно увеличивайте его, пока не получится полный круг. Другие приемы поворотов детям дошкольного возраста не показывайте.

Когда ребенок овладеет техникой движения и поворотами, можно приступить к обучению его спускам с горки и подъемам. При спуске важно фиксировать внимание на положении туловища. Тело должно быть несколько наклонено вперед, ноги чуть-чуть согнуты в коленях, руки отведены назад. Не спешите давать палки дошкольнику (иначе основная нагрузка будет падать на еще слабые руки). Чем позже он прибегнет к палкам (целесообразнее всего - после 7 лет), тем лучше будет «стиль» его движения.

Продолжительность ходьбы на лыжах зависит от возраста ребенка, его физического развития. С малышами 3-4 лет катание на лыжах является элементом прогулки на 10-15 минут. В безветренную погоду, при температуре воздуха 12-15 градусов 5-6 летние дети могут ходить на лыжах 15-20 минут, 5-7 летние – 20-30 минут. Старшие дошкольники могут проходить 1-2 км с обязательными остановками через каждые 5-6 минут движения. Лыжи при этом можно не снимать. Если температура воздуха ниже 12 градусов с ветром катание на лыжах проводить нельзя. Не следует доводить ребёнка до сильного утомления. Усталость должна пройти после ночного отдыха.

Хорошо, когда детям предоставляется возможность заниматься лыжным спортом с дошкольного возраста. Потом эти занятия переходят в привычку, которая остается на всю жизнь. И в воспитании этой привычки большая роль принадлежит семье. Совместные лыжные прогулки не только принесут Вам огромное удовольствие, но и укрепят здоровье Вашего малыша.

Горнолыжные и сноубордические школы можно разделить на два типа — спортивные секции с серьезными тренировками и школы выходного дня, работающие непосредственно на склонах, в которых можно заниматься как в группе, так и индивидуально с инструктором. На вопрос, что выбрать — лыжи или сноуборд, — ответа просто не существует, это дело вкуса. Но если в горнолыжные школы берут даже трехлеток, то на сноуборд детей рекомендуют ставить не раньше 6−7 лет.

«На доске катаются боком, — объясняет тренер сноубордической школы «Буревестник» Илья Орлов, — стойка на ней несимметричная. У малышей же опорно-двигательный аппарат еще не сформирован, и это может привести к нарушениям осанки». Еще один важный аспект — безопасность. Сноуборд травматичнее горных лыж: дело в том, что ноги сноубордиста жестко пристегнуты к доске и при падении она, в отличие от лыж, не отскакивает самостоятельно. В результате ребенок либо ныряет лицом в снег, либо чувствительно падает на спину.

Зима круглый год

Многие родители отказываются от горнолыжных секций, считая, что ребенок сможет заниматься этим спортом только в снежные месяцы.

Однако во всех серьезных школах тренировки начинаются в сентябре и длятся вплоть до лета. Осенью и весной дети отрабатывают технику движения с помощью роликов или скейтов, выполняют специаль¬ные упражнения на координацию и занимаются общей физической подготовкой: бегают, лазают по спортивным снарядам, прыгают на батуте.

Бесснежная зима горнолыжникам и сноубордистам тоже не помеха. Как только на улице устанавливается минусовая температура, на всех специализированных склонах начинают работать пушки, распыляющие искусственный снег. А вот к крытым горнолыжным трассам большинство тренеров относится скептически: кондиционированный воздух не особенно полезен для детей, да и ощущения под крышей совсем не такие яркие, как на настоящих склонах. Хотя для тех, кому нужно срочно научиться кататься (если, например, приближается время отпуска в горах), — это отличный способ освоить технику.

Все свое ношу с собой

В зимних видах спорта многое зависит от грамотно подобранного оборудования. Лыжи должны быть определенного силуэта (для начинающих используют карвинговые, «приталенные» модели), сноуборд — правильной длины и жесткости, а ботинки — удобными. Но не торопитесь сразу покупать инвентарь. Некоторые школы все необходимое дают бесплатно, на тренировку нужно принести только свой шлем, подшлемную маску и, конечно, горнолыжный комбинезон. В некоторых секциях лыжи и сноуборд можно взять напрокат, причем своим ученикам там, как правило, предоставляются большие скидки. Даже если все обмундирование у вас собственное, таскать тяжеленные лыжи на каждое занятие не нужно — любая горнолыжная или сноубордическая школа оснащена собственной камерой хранения.

Школы сноуборда для детей

Столица

Филиалы школы есть почти на всех московских склонах — Куркино, Ново-Переделкино, Узкое, Северное Бутово, Воробьевы горы. Первый год занятий весь инвентарь предоставляет школа, дети на тренировку приходят только со своим шлемом. Набор с 4 лет.

Кант

Единственная школа, работающая и летом тоже. Тренировки проходят ежедневно, а частоту посещений, часы занятий и даже тренера ученики могут выбрать самостоятельно. В горнолыжную школу берут малышей с 3 лет, а в сноубордическую — с 6.

Буревестник

Зимние виды спорта всегда нравились малышам своей динамичностью, необычностью и морем веселых впечатлений. Положительное влияние занятий тяжело переоценить. Как научить ребенка кататься на лыжах и правильно подойти к организации таких мероприятий, подскажут проверенные простые рекомендации.

Первые шаги

Начинать обучение детей катанию на лыжах можно уже в возрасте 4 лет. Раньше, как утверждают ортопеды, занятия будут сильно влиять на скелет и могут привести к негармоничному формированию систем организма.

Если же малышу уже исполнилось 4 года, можно в полной мере углубиться в методику того,

Подбор экипировки

Для первого занятия лучше подыскать лыжи длиной до 70 см. Постоянная экипировка должна быть аналогична или максимум на 5 см больше его.

Лучше выбрать беговое снаряжение, так как оно оснащено хорошими креплениями.

Обучая ребенка кататься на лыжах в более взрослом возрасте, когда его рост превышает уже 120 см, подбирать экипировку следует по тому же правилу, что и для взрослых. Длина снаряжения должна равняться расстоянию, которое замеряется от пола до вытянутой вверх ладони юного спортсмена, и ни в коем случае не длиннее.

Обучение детей до 5 лет обычно не предполагает использование палок снаряжения.

Но следует предусмотреть наличие специальной палочки для буксировки размером около 30 см. Ее привязывают к добротной веревке длиной приблизительно 3 м. Буксировочную палочку применяют как вспомогательный элемент, чтобы малыш ощутил правильное, настоящее скольжение.

Лучше всего для занятий подойдут ботинки, имеющие тупой носок, который должен быть длиннее ширины ремня крепления на 3-4 см.

Из одежды оптимальным вариантом будет шерстяной свитер, специальный с начёсом и вязаная шапочка.

Учим детей кататься на лыжах, еще находясь дома, дабы ребенок привык к габаритам экипировки и ее весу.

Осваивание шагов

Учить детей кататься на лыжах необходимо с овладения простым ступающим шагом. Палки отложить в сторону. Малышу предлагают поднять (показывают, как это делается) правую ногу и топнуть ею, а затем то же самое сделать и левой ногой. Повторяется упражнение несколько раз.

После того как шаг испробован, можно приступать к изучению скользящего шага. Для его выполнения необходимо принять главную стойку лыжника: в коленях ноги следует слегка согнуть, а корпус наклоняется немного вперед.

На правую ногу переносится центр тяжести, при этом ее не отрывают от снега, и осуществляют скольжение по поверхности вперед. В тот момент, когда правая лыжа остановится, упражнение проделывается с левой ногой.

Ребенок должен понять, что чем сильнее он отталкивается от снега, тем дольше происходит скольжение.

Когда это упражнение будет освоено, следует взять в руки и пойти по снегу скользящим шагом, который теперь будет получаться даже еще быстрее.

Если вперед идет правая нога, то упор делается на палку в левой руке. И наоборот.

Изучение техники подъема

Методика выполнения подъемов по горке средней крутизны поможет научить ребенка взбираться на лыжах по склону.

Взбирание "полуелочкой" заключается в постановке одной лыжи ее основанием на поверхность, а второй - наискосок, при этом делается упор на ребро. Носок остается подальше от первой лыжи.

Еще один способ называется "лесенка". Левым боком малыш поворачивается к снежной горке. Лыжи стоят параллельно одна к другой. Левая нога ступает вверх параллельно основанию подъема. Вторая нога приставляется к первой. Такой шаг используется для крутого склона. Можно также опираться на палки.

Спуск и торможение

Для того чтобы научить ребенка навыкам катания на лыжах, особое внимание следует уделить спуску и торможению.

Перед выполнением скольжения с горки ребенок должен принять правильную позицию. Лыжи ставятся прямо и близко друг от друга. Во время спускания по склону необходимо совершать пружинящие движения. Чем круче будет горка, тем сильнее сгибаются ноги в коленках.

Одним из ключевых моментов того, как научить ребенка кататься на лыжах, является техника торможения.

Сначала пробуют выполнить остановку движения на некрутых склонах. Основная техника называется "полуплуг". На первую лыжу, идущую прямо, переносится вес, а носок другой поворачивают к первой и делают упор, используя внутреннее ребро.

При правильном выполнении этой техники торможение происходит плавно. Освоив метод на пологом склоне, следует попробовать останавливать движение на более крутых горках.

В поисках ответа вопрос о том, как научить ребенка кататься на лыжах, необходимо тщательно подойти к выбору экипировки и методики освоения основных элементов Можно не сомневаться, что при правильном подходе к организации такого мероприятия катание с горок принесет много веселья, ярких и незабываемых впечатлений как ребенку, так и родителям.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: