Советы родителям о воспитании подростка. Особенности воспитания подростка и трудности переходного периода Правила воспитания подростка

Правильно воспитывать подростка - это задача для родителей не из легких.

В период полового созревания у подростков внутреннее равновесие нарушено из-за скачков гормонального фона. Подростки стают раздражительными, нетерпеливыми. В них просыпается бунтарский дух, который вызван страхом перед своим будущим. Приступы лени у подростков граничат с упрямством, которое невероятно мешает жить счастливо и им, и окружающим их взрослым людям.

Кажущееся чувство взрослости не дает подросткам принять помощь от родителей в решении их собственных проблем, поэтому общение родителей с подростками будет более продуктивным, если родители будут понимать, что происходит с их ребенком, сопереживать ему и помогать справиться с его состоянием, чем раздражаться и критиковать его.

Необходимо помочь подростку поднять его , и таким образом решится половина проблем. Не оставляйте своих детей без поддержки в этот сложный период их жизни.

Некоторые родители позволяют поступать своим подросткам так, как им заблагорассудиться. Но оставшись без поддержки, подростки приходят к истине, набив шишек.

Даже если эти маленькие взрослые не слушают вас, объясняйте им, почему надо поступить так или иначе. Почему что-то делать нельзя, просто наложить запрет недостаточно, это вызовет обратную реакцию. С подростками надо договариваться, спорить с ними. Только так они почувствуют, что их уважают и что с их точкой зрения считаются. Только так они научатся понимать других, а главное собственных родителей.

Как правильно воспитывать подростка: психология общения

Н ачните перестраивать свое отношение к подростку заранее, по мере его взросления. Решите для себя, где можно расширить его права и самостоятельность и одновременно повысьте требование к нему, увеличьте уровень его ответственности.

Не ущемляйте права своих детей, но и требуйте от них выполнения их обязанностей. Подростки постоянно нащупывают в отношении с родителями ту границу, которую нельзя пересекать, испытывая их терпение. Будьте мудрее, четко определите эти границы. Как бы подростки не бунтовали, они не хотят видеть в родителях ровню. Вы должны быть для своих детей моделью взрослого поведения.

Примите подростка таким, какой он есть, и поддерживайте его в этот сложный для него период жизни. Важно, чтобы процесс воспитания не превращался в отношение между «победителем» и «побежденным».

В любой ситуации не разрывайте отношений со своими взрослеющими детьми. При недостаточном внимании в семье к подростку, он может попасть под влияние сверстников, попасть в дурную компанию, а там и до и до рукой подать.

В процессе воспитания задумывайтесь, к чему могут привести те или иные ваши слова и действия по отношению к вашему ребенку. Если вы будете учитывать только сиюминутную ситуацию, это может вызвать реакцию протеста, и ваш ребенок будет неосознанно или, хуже того, сознательно продолжать вас огорчать. В этом случае скажите своему великовозрастному чаду, что его поведение огорчает вас, но не кричите на него. Очень важно найти нужные слова в общении.

Если ваш подросток , спросите у него, совпадают ли ваши взгляды с ним на его будущее. Если он (она) хочет успешно окончить школу, то для этого надо своевременно выполнять домашнее задание. Если у подростка что-то не получается по какому-то предмету, разберитесь с ним вместе. Процесс обучения проходит намного эффективнее, когда учитель и ученик вместе решают одну задачу.

Научите своих детей предвидеть возможные последствия своих решений. Когда ваша взрослеющая дочь собирается идти на уединенное свидание с молодым человеком и обижается на вас, что вы не отпускаете ее, потому что вы ей не доверяете, скажите ей, что вы не доверяете не ей, а таким ситуациям, когда половое влечение может взять верх над разумом. Воспитайте девочку-подростка так, чтобы она никогда не оставалась беззащитной перед природными инстинктами.

Правильно общаясь с подростками, вы научите их поддерживать и развивать отношения с другими людьми. И тогда у них не будет трудностей в личной жизни и в карьере. Они смогут самореализоваться в жизни, не будут ощущать постоянный душевный дискомфорт, а вы будете спокойны и счастливы, избежите проблем в общении с подростком. И все это благодаря правильному воспитанию.

Особенности подросткового возраста

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

  1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
  2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания
  4. Культивировать значимость образования
  5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
  6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
  7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
  1. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
  2. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
  3. Живите во имя своего ребенка
  4. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
  5. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
  6. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

Успехов Вам!

Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие психические новообразования приобретет, во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров. Для подростков характерны такие проявления, как агрессивность, конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это временно, если мы – взрослые будем правильно себя вести, правильно строить общение с подростком. Буду рада, если мои рекомендации помогут Вам.

Агрессивный подросток.

Как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Как вести себя с агрессивным подростком?

  1. Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
  2. Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
  3. Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.
  4. Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Успехов Вам!

Если Ваш ребенок конфликтный

Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

  1. Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
  2. По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
  3. Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.
  4. Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
  5. Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
  6. Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии. Успехов Вам!

Как распознать, что ребенок лжет?

Можно определить, что ребенок лжет по следующим признакам:

  1. Нервозность. Ребенок совершает лишние движения, суетится без причины
  2. . · Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
  3. Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий Вашу реакцию на его слова. · Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
  4. Неточность, путаность речи.
  5. Многословие, отсутствие четких формулировок.
  6. Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно.
  7. Многократное повторение одной и той же мысли.
  8. Излишняя эмоциональность, когда ребенок кричит, нервничает.

Причины лживого поведения

Лжет: · для того, чтобы избежать наказания;

  1. потому что у ребенка такая вредная привычка;
  2. потому что родился лгуном;
  3. потому что хочет получить какую-то выгоду;
  4. потому что считает других глупее себя;
  5. хочет сэкономить время на ненужных объяснениях;
  6. потому что боится, что о нем плохо подумают;
  7. потому что говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать;
  8. потому что хочет казаться лучше, чем на самом деле;
  9. от бессилия изменить что-то в своей жизни.

Памятка «Как воспитать правдивого ребенка»

Родителям нужно знать, что детская ложь не проявляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как всему остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не только слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить – задачи разные. Воспитать правдивого ребенка помогут следующие рекомендации.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы.

2. Сдерживайте свои обещания. Как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только, то, что, Вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует Вас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения – это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В 10% случаев Вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение. В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие. В 30% - это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно лгать. В оставшихся 40% случаях лежат причины, описанные в памятке «Причины лживого поведения».

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимания на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». От Вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя». И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя».

7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать. Каким бы ни был проступок, или Вы рискуете больше никогда не услышать правды.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе столько лет, а ты врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» - деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду? Или «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что Вы поняли, что за этим стоит.

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает взятую без спроса вещь, просит прощения, извиняется перед учителем за то, что списал и пр. Если Вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие – съесть сладкое, получить пятерку, нагуляться и пр., Вы закрепили привычку. Задача взрослых – не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз

11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на рубль. Но если он провинился на пять копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Успехов Вам в воспитании правдивого ребенка

Памятка о воспитании подростков

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя

на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). 8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.

Станьте ему «добрым другом и советником».

Причины детской неуправляемости.

1. Борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

2. Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: - неверие в его способности и возможности. - сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - за унижение друг друга в кругу семьи; - за потерю одного из родителей в результате развода; - за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; - за несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослыми обещания; - за родительскую ложь и хамелеонство; - за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая родителями, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Консультация для родителей

«Переходный возраст:

особенности контакта с подростками»

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности? Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время). К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить. Нам приходилось прятать от них острые предметы, запирать ящики и т.п. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам и выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки – вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки. Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнение или совет по тому или иному вопросу жизни семьи. Если решение было принято на основании мнения подростка и оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт. Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. Вот те некоторые пути установления контакта с подростками. Буду рада, если моя консультация поможет Вам в ваших отношениях с подростком. Успехов Вам в воспитании ваших детей.

В так называемом переходном возрасте, когда подростка «накрывает» гормонами, родители пугаются, что их милое чадо будто подменили. Особенности сложного подросткового этапа не стоит игнорировать для получения верного результата в развитии личности.

Особенности воспитания и развития подростков

Процесс формирования подрастающей личности сопряжён с учётом специальных факторов, которые имеют вес для становления ребёнка. Не стоит игнорировать современные проблемы воспитания молодежи и подростков, которые сводятся к:

  • проблемам с восприятием самооценки (кто-то занижает, а некоторые задирают до небес);
  • эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся во вспыльчивости;
  • замкнутость и необщительность в школе;
  • следование требованиям и ценностям группы близких друзей и сверстников;
  • употребление алкоголя и наркотических опьяняющих веществ.

Основной сложностью является нежелание родителей признавать в своём ребёнке законное право на самоопределение как состоявшегося человека.

Популярные статьи:

Как воспитывать подростка правильно

Главной особенной чертой переходного возраста становится переход с детского способа взаимодействия к осознанному взрослому.

При этом особенности духовно-нравственного воспитания у подростков становятся в двусмысленное положение противостояния с негативными общественными проявлениями морали, разлагающем влиянии СМИ с пропагандой не всегда добрых и человечных ценностей и установок, невнимание к проявлениям даже минимального гражданского воспитания, а также стремительный рост и укрепление фактора криминализации.

Исходя из совокупности этих тенденций, следует обратить особое внимание на психологические аспекты воспитания в семье и школе.

Воспитание подростка мальчика — как воспитывать советы

Переходный возраст становится определяющим в формировании качеств будущего мужчины, чтобы максимально упростить свою жизнь, стоит прислушаться к советам педагогам и практических психологов относительно мальчиков.

1. «Включите» взаимопонимание даже в сложных ситуациях, старясь принимать ребёнка таким, как он есть, поощряйте искренность, будьте открытыми к диалогу, избегая чрезмерных нотаций и нудных нравоучений.

2. Обеспечьте максимально полезный для физической формы и здоровья качественный досуг, так сократится риск алкоголизации, плохих компаний и сформируется ответственное отношение к своему здоровью.

3. Не ограничивайте самостоятельность, чаще ставьте себя на место сына.

4. Будьте советником, а не примеряйте маску взрослого – всегда правого и знающего единственно верный ответ.

5. Не вступайте в противоборство с его возрастными ценностями, не высмеивайте их.

Воспитание девочки

Подрастающая девочка в сложный период может создать немало проблем родителям, но при верно расставленных акцентах в семейном направлении развития, можно избежать приличного числа ошибок .

  • Особое внимание нужно направить на эстетическое и духовное воспитание девочки-подростка, которое не сводится к простому «вбиванию» и запоминанию несложных истин.
  • С начала отрочества родителям нужно посвятить время формированию навыков гигиены и ухода за собой в связи с меняющимися особенностями организма.
  • Правильное отношение к женским семейным обязанностям поможет в будущем девочке справляться с принятием половых ролей.
  • Осведомлённость о вопросах взрослых отношений, любви и секса, полное доверие создаст доброжелательную атмосферу, способную предотвратить нежелательные последствия.
  • Не будет лишним дать дочери возможность прочесть хорошую книгу, направленную на просвещение тинейджеров о взрослении.

Периоды подросткового возраста и их особенности

Говоря о возрастных стадиях этого этапа принято подразделять периоды :

  • ранний;
  • средний;
  • поздний.

На первом из названных воспитание подростка должно осветить вопросы, касающиеся изменений взрослеющего организма (это начинающиеся иногда в 12 лет первые менструации у девочек, поллюции и эрекция у мальчиков). Чадо переступает рубеж детства и может демонстрировать не лучшие черты формирующегося характера.

В среднем периоде воспитание подростка лучше сосредоточить вокруг эмоциональной сферы, поскольку именно она в 14 -15 лет претерпевает ряд сильных трансформаций.

В позднем периоде отрочества ребёнок сталкивается с острой потребностью в профессиональном будущем самоопределении, именно поэтому в 16-17 лет важны профориентационные мероприятия.

Чтобы найти общий язык с взрослеющим подростком, не нужно бежать получать педагогический диплом и перелопачивать горы книг в поисках мудрых советов в литературе.

Следуйте простым советам и поймёте, что главным принципом хорошего воспитания является правильное общение со своим ребенком.

  1. Избегайте долгих воспитательных «лекций» на заевшую тему.
  2. Заменяйте обвинения высказываниями своих эмоций и переживаний.
  3. Старайтесь воспитывать в ходе совместной трудовой активности, так своих целей добьётесь.
  4. Окунитесь в жизнь подростка, проникнитесь его знаниями.
  5. Хвалите и поощряйте за достижения.
  6. Выводите на открытое общение по любому поводу, избегайте односложности в обе стороны.
  7. Не спешите с формулировкой скорых выводов.

Половое воспитание

Дети взрослеют незаметно, и вот уже вместо пухлого малыша перед вами почти взрослый, с которым необходимо решать вопрос про сексуальное воспитание подростков. Начинать в этом возрасте непростительно поздно, ещё с раннего детства в норме говорить о половых различиях и моделях.

Но в эпоху отрочества первые представления о сексуальности должны получить логическое развитие. При этом важно не запугивать ранним началом половой жизни, а стараться делать упор на осознанность выбора и сведение к минимуму нежелательных отрицательных последствий.

Трудности воспитания подростка

Как сделать так, чтобы поддержать на нормальном уровне близкие отношения с собственным сыном или дочерью? Отслеживать типичные ошибки чересчур ответственно настроенных родителей при заботе об их чадах – любимых подростков и избегать их .

  • Прекратите критиковать на основе того, что старше, старайтесь быть товарищами.
  • В спорах и дискуссиях займите позицию уверенного взрослого и не раздражайтесь по досадным мелочам.
  • Давайте высказать обиды, не копите гнев друг на друга.
  • Предлагайте искать выход вместе.

Воспитание личности подростка – сложная задача, но результат в виде добрых и открытых отношений обеих сторон – лучшая награда за неё.

На чтение 10 мин.

Кризис подросткового возраста – это не только важный этап взросления ребёнка, но и период, когда родители сами переосмысливают многое в своём поведении и общении с ним, развиваются вместе с ним и пробуют новые модели взаимодействия. Во всяком случае это обязательно нужно делать. Уметь анализировать эффективность тех или иных действий и при необходимости корректировать их, чтобы сгладить острые углы этого непростого возраста. Иначе не избежать типичных ошибок, которые родители допускают в воспитании подростков.

Особенности подросткового возраста

  • У детей примерно с 12-13 лет (иногда чуть позже) начинаются серьёзные физиологические изменения, которыми руководят гормоны. Наступает период полового созревания.
  • Гормональные изменения часто приводят к перепадам в настроении: подросток может проявлять то бурную активность, то агрессию, то вдруг погрузиться в апатию.
  • Изменения во внешности могут отражаться на самооценке подростков: нередко они начинают хуже к себе относиться, испытывают неуверенность, которую стараются спрятать под маской грубости, протеста и смелости. При этом внутренне они становятся очень ранимыми и боятся критики.
  • В силу бурного желания стать взрослым ребёнок часто раздражительно реагирует на советы родителей, их попытки опекать и защищать его.
  • Подросток стремится к общению со сверстниками, их мнение становится для него очень значимым. Ребёнку в этот период важно чувствовать свою принадлежность к группе таких же, как он (или к нескольким группам).
  • В этом возрасте у детей могут сильно меняться вкусы, стиль в одежде, увлечения. Но обычно это временное явление. Через несколько лет всё снова может вернуться на круги своя.
  • В подростковом возрасте импульсивность поведения. Механизм контроля действий не всегда успевает срабатывать, чтобы унять бурную энергию.

Почему возникают сложности в воспитании подростка?

Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:

  1. Различие в темпах развития детей и родителей.
  2. Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
  3. Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
  4. Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
  5. Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
  6. Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.

Влияние социального окружения на подростка

В подростковом возрасте ребёнок становится очень открытым к восприятию информации из разных источников. Влияние на него оказывают следующие социальные группы:

  • Семья (родители, братья и сёстры и другие родственники): несмотря на то что в этот период дети психологически отдаляются от взрослых, родители остаются для него самым близким окружением. Для подростка важны принятие себя и доверие с их стороны. Наиболее значимо то, какие отношения сложились между родителями и детьми на предыдущих стадиях развития. На поведение, мышление и самосознание подростков влияют ценности и установки, привитые им ранее взрослыми; чувства, которые родители проявляли к детям. Оказывали ли взрослые должное внимание ребёнку? Не расходились ли их действия со словами? Стремились ли всегда услышать его, принять и поддержать?
  • Сверстники : друзья и просто знакомые, в чьих компаниях оказывается подросток. В этот период начинает казаться, что по-настоящему понять его смогут только такие же, как он (по возрасту, вкусам и взглядам). Появляются молодёжные субкультуры, принадлежностью к которым подросток обычно насыщается к юношескому возрасту и впоследствии выбирает себе более «взрослый» образ.
  • Средства массовой информации (интернет, телевидение, радио, журналы, кино): становятся мощным каналом воздействия, задавая подростку различные ориентиры. Желание следовать моде, выделяться, менять свою внешность, посвящать время развлечениям, быть всегда «в тренде» всего и т. д. – те струны, на которых играет этот социальный институт.
  • На стыке двух последних факторов возник мощный канал воздействия на подростков – социальные сети . Они позволяют реализовывать им множество мотивов: знакомства, общение, принадлежность к различным группам, стремление получить признание и одобрение, возможность выделиться и быть на виду и др. К сожалению, этот канал в наше время часто используется злоумышленниками с целью втянуть подростков в неблагоприятные занятия и сообщества.
  • Школа: влияние оказывают сам процесс обучения, педагоги и класс. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда у подростка сохраняется хорошая успеваемость и интерес к познанию, ему комфортно в школьном коллективе и в общении с учителями. Эти характеристики обычно неразрывно связаны. На желание ребёнка учиться влияет не только интерес к конкретным предметам, но и ощущение того, что в классе к нему хорошо относятся, принимают и уважают.

Воспитание подростков в школе

Школа является важным источником воспитания, поскольку в ней продолжают формироваться нормы и правила поведения, социальные установки личностные качества подростка. Притом на уроках он проводит около половины своего времени бодрствования. Помимо основных учебных занятий, в школе проводятся важные воспитательные мероприятия:

  1. Классные часы на острые и социально значимые темы для подростков: о вреде курения, алкоголизма и приёма наркотиков, о ценностях, личностном развитии и др.
  2. Уроки на тему полового воспитания : помогают родителям в вопросах сексуального просвещения детей, но, как правило, проводятся они с некоторым отставанием от реальной осведомлённости подростков в этом вопросе.
  3. Занятия по профориентации и самоопределению школьников : на них детей подробно знакомят с разными направлениями трудовой деятельности и проводят соответствующее тестирование на склонность к той или иной профессии.
  4. Культурно-массовая деятельность . Это все направления общественной жизни школы: проведение конкурсов, праздников, социальных акций, выходы на различные мероприятия в другие учреждения. Для детей это возможность проявить себя, развить ценные навыки и качества.

Воспитание подростков по половому признаку

На этом возрастном этапе различия между мальчиками и девочками усиливаются. Соответственно, и в воспитании их есть свои особенности.

Воспитание дочери

  • Помните, что девочка в подростковом возрасте особо восприимчива к мнениям о своей внешности. Не высказывайте никаких негативных суждений в её адрес, не позволяйте себе насмешек. Поддерживайте дочь и аккуратно давайте советы о том, как ей лучше выглядеть. Комплименты должны быть искренними, фальшь будет вредна, поскольку девочка её сразу же почувствует.
  • Если замечаете, что дочь выглядит вызывающе, не обрушивайте сразу же свою критику на неё и не тащите в ванную умываться. Спокойно объясните юной леди, что окружающие (в том числе сверстники) не будут воспринимать её всерьёз, открыто или втайне «наградят» насмешками. Кроме того, такое поведение и внешность привлекают тех, кто может сделать больно и причинить вред.
  • Маме необходимо быть для дочери примером успешной женщины: иметь ухоженный внешний вид, проявлять заботу о семье, следить за уютом в доме, демонстрировать позитивный настрой.
  • Приобщайте девочку к домашним делам, прививайте любовь к чистоте, красоте и порядку.
  • Создавайте условия для того, чтобы дочь сама хотела с вами общаться и делиться мыслями и чувствами. Будьте понимающими, терпеливыми и поддерживающими родителями.


Воспитание сына

  • Особо опасно в этом возрасте оказывать на мальчика чрезмерное давление и ломать его. Протест в таком случае неизбежен. Общение в спокойной строгой манере будет более эффективным, чем крик, подавление воли и физические наказания. Давайте сыну понять, что общаетесь с ним как со взрослым человеком.
  • Чаще возлагайте на него ответственность за выполнение определённых дел (по учёбе, по дому и др.)
  • Хвалите сына за любые успехи и достижения, за старания и за попытки чего-то добиться. Это повышает его самооценку.
  • Не игнорируйте попытки подростка блеснуть интеллектом: слушайте внимательно то, о чём он вам рассказывает и о чём размышляет (факты из интернета, случаи из жизни), сами задавайте вопросы, побуждайте к дискуссиям. Всячески подчёркивайте то, что воспринимаете его всерьёз.
  • Если хотите призвать сына к дисциплине, разработайте свод правил, которые на 100% необходимо соблюдать. Их нарушение должно повлечь определённые санкции (физические наказания не применяются).
  • Отец – пример для мальчика в том, как должен вести себя мужчина, что ему нужно уметь и как относиться к женщинам.

Не бойтесь разговоров о сексуальном развитии (и с девочками, и с мальчиками). В интимных вопросах важно дружеское общение. Посмотрите на эту тему глазами подростка, выразите понимание его желаний и уже с учётом собственного опыта расскажите ему о возможных последствиях и о том, как лучше себя вести.

Трудный подросток – какой он?

Как правило, кризис подросткового возраста воспринимается большинством родителей как один из самых сложных в развитии ребёнка, поэтому автоматически каждый, кто в него вступает, становится «трудным». И всё же если на более ранних стадиях взрослым и детям удалось наладить тесный психологический контакт, установить здоровую привязанность и доверительные отношения, то этот период в жизни подростка и старшего поколения будет более спокойным и гармоничным.

Наиболее трудными выступают две категории подростков. К первой относятся те, кто выбирает путь бунтарства, противостояния взрослым, использует в качестве защиты агрессию и недоверие. Вторая категория состоит из тех, кто замыкается в себе, впадает в апатию, отгораживается от внешнего мира собственными фантазиями.

В том и в другом случае воспитание трудных подростков требует приложения особых усилий со стороны взрослых, готовности понять, принять и поддержать своё чадо, каким бы ни было его поведение. В особо сложных ситуациях имеет смысл обратиться к психологу, чтобы получить квалифицированную помощь и наладить общение с ребёнком.


Как правильно воспитывать подростка

  1. Ребёнок нуждается в поддержке. Но именно во взрослой поддержке. Важно продемонстрировать, что вы видите в нём личность.
  2. Будьте максимально открыты в общении с подростком. Для него это сигнал вашего доверия к нему. Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг.
  3. Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета. Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам.
  4. Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним. Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения.
  5. Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны.

    Но нельзя устраивать за ним тотальную слежку, пытаться жёстко подчинить собственной воле и навязывать своё мнение.

    Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями.

  6. При общении с ребёнком поддерживайте контакт глаз, не разговаривайте «через плечо», всегда внимательно его слушайте.
  7. Не навешивайте ярлыков, не давайте обидных характеристик личности. Это лишь усилит проблемы воспитания подростков. Называя ребёнка кем-либо (лентяем, хулиганом, грубиянкой и т. д.), вы способствуете тому, чтобы он именно так себя и вёл. В отношении положительных характеристик действует такой же эффект. Поэтому верьте в своё чадо и на словах наделяйте его хорошими качествами – увидите, на деле тоже будет результат.
  8. Почаще вспоминайте себя в подростковом возрасте: свои эмоции, желания, страхи. Часто это даёт возможность посмотреть на ребёнка другим взглядом и лучше понять его внутренний мир.
  9. Поделитесь со своим чадом какими-нибудь «сокровенными» мыслями или чувствами из своего подросткового возраста. Рассказывайте, как справлялись со своими страхами, переживаниями, как преодолевали трудности. Ваш пример по-прежнему значим для ребёнка.

Да, подростковый возраст – нелёгкое испытание как для родителей, так и для самих детей. Но трудными их часто делаем мы сами. Со стороны родителей подчас требуется лишь проявлять побольше искренней любви, желания выслушать и понять, верить в ребёнка и помочь ему вовремя повзрослеть. Тогда с большой долей вероятности количество проблем в воспитании уменьшится.

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они не пытаются понять своего выросшего ребёнка.

Переходный возраст

Подростковый период подразделяется на три этапа:
Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
Средний: от 14 до 16-17 лет
Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста

Переходный возраст – это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию.

Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.

Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.

Трудности воспитания подростка

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.

В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания — это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):

Физиологическое развитие подростка

Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие подростка

Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.

Как воспитывать подростка

В течении подросткового возраста, дети очень сильно прогрессируют. Безусловно, предстоит пережить множество кризисов, однако, в конечном счете, ваш ребенок станет независимым, ответственными, общительными молодым взрослым.

Так что, рекомендуем вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим это вместе, и мы выйдем из этого - вместе! Этот принцип можно расшифровать. Собственно, эта статья – как бы карта, по которой можно ориентироваться, воспитывая подростка.

Самоподготовка

Не пускайте на самотек. Родители, которые знают то, чего ожидать, справляются с этим намного лучше. И чем больше вы знаете, тем легче вам будет.

Вот что может действительно помочь:

Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках.

Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.

Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.

Подготовка вашего ребенка

Лучше начинать говорить о предстоящих изменениях заранее. Скажем, разговор о менструации после того, как она уже началась, не очень актуален. Детей беспокоят вопросы о различиях между мальчиками и девочками, откуда они берутся, и так далее. Не перегружайте их лишней информацией - только отвечают на вопросы.

Ну, что говорить – вы ведь знаете своего ребенка. Когда вы заметите, что Ваш ребенок начинает шутить по поводу пола или когда внимание к вторичным половым признакам увеличивается. Это — хорошее время, чтобы влезть со своими собственными вопросами, такими как:
Ты замечаешь какие-нибудь изменения в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь странные чувства?
Накатывает ли иногда вроде как беспричинная грусть?

Ежегодный визит к врачу также хорошее время, чтобы поднять эти вопросы. Доктор может сказать Вашему ребенку в пред подростковом возрасте - и Вам - чего ожидать за следующие несколько лет. Визит к доктору может послужить отправным пунктом для хорошего обсуждения созревания.

Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуждение, тем более вероятно Ваш ребенок сформирует неправильные представления или смутится или испугается физических и эмоциональных изменений.

Кроме того, чем ранее Вы открываете линии коммуникации, тем лучший шанс Вы имеете сохранения их открытыми в течение всего подросткового возраста. Дайте ребенку свои детские книги по половой зрелости, написанной для детей, проходящих это. Поделитесь воспоминаниями о Вашей собственной юности. Нет ничего лучшего, чем знание, что мама или папа прошли это.

Постарайтесь помогать ребенку, но делайте это непринужденно.

Как разговаривать с подростками?

Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры — это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.

В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: «Нам надо серьезно поговорить». Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: «А что если…?» Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

Что еще надо помнить родителям?

Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.

Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.

При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.

И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: «хулиган», «бандит», «лентяй», — не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

Воспитание подростков

Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.

Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.

Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.

Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.

Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.

В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.

Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.

Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Удачи вам, дорогие папы и мамы!

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: