Проблемы социального обеспечения на предприятии. Актуальные проблемы системы социального обеспечения в рф. Виды социального обеспечения

социальный обеспечение россия благотворительный

Использование шоковых методов рыночных преобразований, обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость большей социальной ориентации реформ, определение социальных приоритетов, социальной «цены» перехода к рыночной экономики и уточнения самого понятия ее социальной ориентации. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ.

Одним из самых сложных философских и нравственных вопросов является вопрос о сочетании рынка и социальной справедливости. Помимо очевидной связи социального развития с достижением социальной справедливости не менее важно при анализе социальной проблематики исходить из реального состояния современной экономики страны, которое продолжает ухудшаться. Не преодолен спад производства и инвестиционной деятельности, не происходит структурных перестроек, снижается покупательная способность предприятий и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что свидетельствует о беспрецедентном завышении издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие, положение дел в товаропроизводящих отраслях, уровень жизни занятого и неработающего населения.

Даже с учетом инфляционно увеличенного розничного товарооборота общий объем конечного потребления товаров народного потребления и услуг населения составляет 38-40 % ВНП. Это свидетельствует о недопотреблении товаров и услуг, означающим невозможность нормального воспроизводства рабочей силы. Недопотребление никоим образом не означает, что свободные ресурсы направляются в инвестиционную сферу. Напротив, расхождение между потенциалом накопления и реальным накоплением остается крайне высоким.

С точки зрения социальных последствий обозначенных явлений, особенно важно понять, что если недоинвестирование экономики отражается прежде всего на структуре деятельности, занятости и т. д.;

То недопотребление сказывается на продолжительности жизни, здоровье населения. Вызывает опасение и тот факт, что в среднем по России прирост денежных доходов за счет увеличения оплаты труда в отраслях экономики происходит более медленным темпом, нежели за счет прочих источников. Во многих регионах остается острой проблема неплатежей, задержке заработной платы. Средняя заработная плата работников увеличивается намного меньше официального повышения минимального размера оплаты труда. Уровень жизни различных групп населения изменялся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей: все менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим образом, а все более престижным - собственность, богатство, независимо от того какими способами они нажиты. С другой стороны, добросовестный и честный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним; и парадоксальность сложившейся ситуации проявляется также в том, что собственный потенциал (знания, способности, навыки и опыт) по месту основной работы используется недостаточно. С проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения по доходам, но и проблемы занятости. Занятость-это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это, прежде всего комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики государства, в которой занятость является определяющим фактором. Таким образом, анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется.

Исправление положения требует ряда мер.

Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических амбиций. Проблемы федерализма не должны становиться центром переплетения политики и экономики. Сегодня же при распределении федеральных налогов и субсидий одни регионы несут главную тяжесть по обеспечению бюджета федерации, а другие стали главными «потребителями» этого бюджета.

Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности, как по объектам воздействия, так и по «проблематике», без чего в принципе невозможно определить пределы управления.

В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера.

В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:

  • - активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние.
  • - действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы.
  • - формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения.
  • - разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности.

Институционные преобразования в социально-бытовой инфраструктуре и социально - культурной сфере с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.

Правовые проблемы развития социального обеспечения, главным из которых является:

· высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;

· неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительностью жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;

· широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

· недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

Заключение

Социальное обеспечение всегда занимало и будет занимать одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Важным системо образующим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частно правовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Нестерова И.А. Социальная защита детей // Энциклопедия Нестеровых

Проблема социальной защиты детей дошкольного возраста стоит очень остро. Причинами этого являются как политика государства, так и гражданская позиция людей по отношению к насилию в семье, алкоголизму, наркомании и растлению малолетних в семье. Спасательным кругом для таких семей является корректная работа социальных служб и педагогов психологов.

Понятие социальной защиты детей

Усиление внимания к социальной защите населения в Российской Федерации можно объяснить повышенной гуманизацией и развитием гражданского общества, которое не может существовать без социальной защиты. Отдельно следует подчеркнуть тот факт, что социальная защита детства как таковая в современном мире и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Под социальной защитой в широком смысле подразумевается совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей и так далее.

Отдельно следует выделить социальную защиту детей, так как это важнейший элемент социальной защиты в целом. В настоящее время социальная защита ребенка представляется системой которая базируется на действующую нормативно-правовой базе, международных нормативных актах и работе сложной системы органов социальной защиты населения.

Крупные выдающиеся педагоги и психологи внесли значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта вопроса социальной защиты детей. Это такие специалисты в сфере педагогики, как: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн итак далее.

Социально-педагогический подход к вопросу социальной защиты детей предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, обуславливающих соответствующий им тип воспитания, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков духовно-нравственного развития личности.

В современном российском законодательстве социальная защита базируется на ряде нормативно-правовых актов представленных ниже.

Правовое регулирование социальной защиты

Помимо российских нормативно-правовых актов, социальная защита детей регулируется нормами международного права. На сегодняшний день международное право по защите детей включает в себя Конвенцию ООН "О правах ребенка" от 1989 года.

Несмотря на принятые государством меры по правовому посвящению родителей по вопросу защиты прав и свобод детей, многие по-прежнему не сведущи в этом вопросе. К сожалению для современных родителей характерны две крайности: полное не знание законов или же наоборот повышенное внимание правам ребенка, что черевато нарушениям поведения у детей.

Для того, чтобы повысить уровень социальной защиты в РФ государство реализует систему мер при помощи органов государственного управления. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович. Прежде всего, нужно остановиться на сфере социальной защиты детства.

Государственное регулирование социальной защиты детства

Немаловажным инструментом социальной защиты являются государственные программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Не менее важны планы мероприятий по социальной защите детства. Например, план действий по преодолению семейного насилия, разработанный на региональном уровне.

Очень важным элементом социальной защиты детства можно назвать создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие: финансовую базу, многочисленные здания, сооружения, систему государственных пособий на детей.

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Будучи одним из наименее зачищенных слоев населения дети нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. В настоящее время существует общепринятое деление детей на категории по особенностям оказания социальной защиты.

Первой категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дезадаптированные дети. Особенность данной группы состоит в том, что у детей нарушены социальные ориентиры и замедлено социальное развитие.

Для дезадаптированных детей характерна особенность: их называют "ничьими". Данное состояние формируется посредством разрушения внутрисемейных связей и отношений, отсутствием со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности.

Одним из видов детской дезадаптации является безнадзорность. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Безнадзорные дети остро нуждаются в социальной помощи. Она направлена непосредственно на борьбу с состянием безнадзорности и отсутствием необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей.

К группе дезадаптированных детей также относятся брошенные дети.

В этой группе находятся дети разных возрастов, в том числе и дошкольники. Однако наиболее часто встречаются новорожденные, которые родились с отклонениями или же которые страдают неизлечимыми болезнями. К числу причин, по которым родители отказываются от детей, относится следующее:

  • пьянство
  • наркомания и тунеядство
  • аморальный или преступный образ жизни
  • несовершеннолетие родителей.

Брошенные дети нуждаются в социальной помощи которая обычно заключается в оказании своевременной медицинской помощи, помещение ребенка в специализированное учреждение, а также психологическая реабилитация.

Второй категорией детей нуждающихся в социальной защите можно назвать беспризорных детей. Они не имеют государственного или родительского попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Существует множество мифов касающихся количества беспризорных детей, различные авторы трактуют это количество по своему, кто-то превышает эти числа в разы, кто-то говорит, о сильном завышении этих данных. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России скрыта от общего доступа или же практически отсутствует – по той простой причине, что беспризорного ребенка отдают родителям или помещают в специальное учреждение. Увеличение числа детских учреждений не спасают ситуацию. В настоящее время, необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами возникновения негативных ситуаций, в процессе которых дети начинают убегать из семей на улицу.

В данном случае роль социальной защиты обусловлена её целями к числу которых относится следующее:

  • изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
  • первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
  • восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
  • возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Отдельно следует выделить тот факт, что та помощь, которая оказывается беспризорным детям не является оружием борьбы с беспризорностью в целом. Однако, социальная поддержка помогает стабилизировать ситуацию.

Третьей категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дети-сироты. Причиной роста числа детей-сирот в современной России можно объяснить рядом факторов, к числу которых относятся: слабое снижение смертности трудоспособных граждан, пренебрежение родительскими обязанностями, низкий уровень работы органов опеки и попечительства.

Четвертной группой детей нуждающихся в социальной защите являются дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. К сожалению, получение точной информации о числе таких детей осложнено. Это обусловлено латентностью жестокости по отношению к детям. Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей, а именно со стороны родителей, родственников, педагогов и друзей.

В процессе работы, направленной на социальную защиту таких детей, необходимы чуткость, терпение и настойчивость. Кроме того, необходимо создать такие условия, при которых жестокое обращение с ребенком будет полностью исключено. Для преодоления жестокого обращения с детьми применяются следующие основные методы социальной защиты:

  • выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
  • ограждение его от насилия и жестокости;
  • оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;
  • рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

Пятой категорией детей нуждающихся в социальной защите несомненно являются дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. Версия Проф. – – М, 2017.
  2. Аввакумова Л.П. Организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – М.: ЭКСМО, 2014.
  3. Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Сборник: Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – 2015. – С. 56-59.
  4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Педагогическое общество России, 2014.
  5. Горовая М.С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 34-36.
  6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). – М.: "Просвещение", 2006.
  7. Кочубей А. Визит в семью, или Практика работы с семьями – Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2012.

Актуальные проблемы права социального обеспечения Цели и задачи дисциплины Цель настоящего учебного курса - формирование у обучающихся теоретических и практических навыков в применении правовых норм, которые регулируют отношения в обществе по предоставлению материальных благ в случаях наступления социальных рисков, вызывающих потребность в обеспечении социальной защиты граждан. Сформировать представление о концепции социального обеспечения, как экономической и правовой категорий. Задачи настоящего учебного курса: — Сформировать знания о концепции социального обеспечения, как экономической и правовой категорий — Выработать навыки отслеживания, анализа постоянно изменяющегося законодательства по социальному обеспечению граждан. — Развивать умение применения нормативных правовых актов, на основании которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения. Краткое содержание дисциплины 1. Раздел 1. Общая часть. Тема 1. Проблемы теоретических основ ПСО. Проблемы определения предмета, метода правового регулирования, принципов ПСО Изучение темы необходимо начать с анализа основных понятий, на которых основано право социального обеспечения. Прежде всего, следует проанализировать понятие «социальное обеспечение», необходимо изучить позиции ученых, таких как К.Н. Гусов, М.Л.Захаров, Е.Е. Мачульская, Э. Г. Тучкова, В.Ш.Шайхатдинов и др., соотнести понятие «социальное обеспечение» с понятием «социальная защита», определить тенденции развития социального обеспечения и социальной защиты, возникающие проблемы и пути их решения. Рассматривая предмет права социального обеспечения (далее по тексту ПСО), необходимо закрепить понятие предмета отрасли права, и установить специфические особенности предмета права социального обеспечения, а именно экономическую природу отношений, специфический круг субъектов, специальный объект (материальное благо), распределительный характер отношений, специфика юридических фактов находящихся в основе отношений права социального обеспечения, рассмотреть неоднозначность подходов в научных кругах по предмету ПСО. При рассмотрении метода ПСО необходимо изучить разные точки зрения ученых на специфические черты метода ПСО. Рекомендуется проанализировать работы В.С. Андреева, Р.И. Ивановой, Е.Е Мачульской, В.Ш Шайхатдинова. В данном вопросе необходимо обратить внимание, на то, что воздействие на субъектов правоотношений по социальному обеспечению осуществляется в сочетании социально-правового, трудо-правового, административно-правового и гражданско-правового способов регулирования. Далее следует обратить внимание на проблемы определения специфических признаков метода ПСО: — сочетание централизованного, локального и индивидуального уровней регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права — специфический порядок установления прав и обязанностей субъектов — специфическое положение субъектов правоотношений — специфический характер правовых норм — способа правового воздействия на поведение субъектов. При изучении системы ПСО необходимо отметить, что система ПСО состоит из общей и особенной частей. Общая часть охватывает положения, нормы, регулирующие общие положения отрасли (предмет, метод, принципы, правоотношения в ПСО и т.д.) Особенная часть посвящена самостоятельным институтам ПСО (трудовой стаж, пенсионное обеспечение, пособия, социальное обслуживание и т.д.). Особо следует обратить внимание, на то, что отрасль находится в стадии формирования. При изучении вопроса принципы ПСО, следует закрепить понятие принципов права и отметить их особенности в отрасли ПСО, проанализировать различные подходы ученых по рассматриваемому вопросу. На сегодняшний день отсутствует единый подход к классификации принципов этой отрасли права, это обусловлено пробелами в законодательстве о социальном обеспечении по изучаемому вопросу. Далее следует классифицировать принципы по сфере действия (общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые). 2. Тема 2. Проблемы системы источников права социального обеспечения. При изучении темы следует закрепить понятие источников права и их классификацию. Далее следует определить роль и значение международных актов в классификации источников ПСО, выделить основополагающие международные документы, базовые нормативные правовые акты как федерального уровня, таки уровня субъектов Российской Федерации, определить проблемы их правоприменения. Кроме того, необходимо определить место локальных актов в системе источников ПСО. Нормы международных актов как источники права социального обеспечения: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда; Конвенций МОТ; Европейской социальной хартии; Соглашений, заключаемых членами СНГ. Конституция Российской Федерации о праве граждан на социальное обеспечение. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» . Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Федеральные законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Федеральные законы, регулирующие обеспечение граждан страховыми выплатами и социальными пособиями. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по социальному обслуживанию. Законы РФ и Федеральные законы, закрепляющие систему льгот для ветеранов, инвалидов, семей с детьми. Законы субъектов Федерации. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Их место в системе источников права социального обеспечения. Акты министерств и ведомств. Акты органов местного самоуправления. Локальные акты. Классификация источников права социального обеспечения: по видам регулируемых ими общественных отношений; в зависимости от организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения. 3. Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению. Виды общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения. Материальные отношения, возникающие в связи: 1) с денежной формой социального обеспечения граждан; 2) с предоставлением социальных услуг. Отношения, процедурного и процессуального характера. Общая характеристика каждого из элементов правоотношений: субъектов правоотношения и их праводееспособности; содержания и объекта; оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Виды пенсионных правоотношений. Правоотношения по возмещению ущерба. Правоотношения, возникающие в связи с обеспечением граждан различными пособиями, компенсационными выплатами и субсидиями, ежемесячной денежной выплатой. Правоотношения по поводу предоставления гражданам соответствующих социальных услуг. Процедурные правоотношения, возникающие в связи: а) с установлением юридических фактов, объективно необходимых для возникновения материальных правоотношений; б) с реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения; в) с жалобами по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения и социального страхования. Процессуальные правоотношения по поводу споров граждан по вопросам социального обеспечения и социального страхования. 4 Раздел 2. Особенная часть. Тема 1. Проблемы исчисления трудового стажа. Для подготовки темы студентам необходимо усвоить общее понятие трудового стажа и его классификацию на виды. Для детального исследования трудового стажа необходимо проанализировать и сравнить понятия, которые дают ему ученые специалисты: М.Л.Захаров, Е.Е.Мачульская, Э.Г. Тучкова, В.Ш.Шайхатдинов и др. Студентам требуется знать влияние факта уплаты, частичной уплаты, либо неуплаты страховых взносов на включение периодов работы в страховой стаж. Особо следует обратить внимание на особенности зачисления в страховой стаж, периодов иной общественно-полезной деятельности (ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях»). Необходимо четко усвоить юридическое значение различных видов трудового стажа для назначения пенсий и пособий. Студентам необходимо знать, что юридическое значение общего трудового стажа заключается в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, применяемого для определения расчетного размера пенсии. Для определения проблем исчисления и подтверждения трудового стажа студентам необходимо проанализировать Постановление правительства РФ «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» от 24. 07.2002 № 555. При этом следует установить порядок подтверждения страхового стажа на основании показаний свидетелей, при отсутствии документов, подтверждающих стаж, дающий право на получение пенсионного обеспечения. 5 Тема 2. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. При изучении темы студентам следует определить правовую базу пенсионного обеспечения в РФ, выделить пенсионные системы: бюджетная пенсионная система, страховая пенсионная система и обозначить их место в обязательном пенсионном страховании РФ. При изучении данной темы необходимо определить положительные и отрицательные моменты, проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы, перспективы развития пенсионной реформы. Уметь разграничивать виды установленного в условиях реформирования пенсионной системы и законодательства видов пенсионного обеспечения (государственные и трудовые пенсии). Студентам следует свободно ориентироваться в видах пенсионного обеспечения по старости, в том числе назначаемого до достижения общеустановленного пенсионного возраста, знать условия его предоставления. Особое внимание студентам следует уделить изучению роли профессиональных пенсионных систем в реформировании предоставляемого пенсионного обеспечения до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Студентам следует уметь классифицировать досрочные пенсии в зависимости от видов деятельности, условий труда, в которых протекала трудовая деятельность, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение. Особое внимание при этом следует уделить правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение и возможности суммирования определенных видов профессиональной деятельности при определении права на досрочное пенсионное обеспечение. При изучении вопроса исчисления размеров пенсий знать отличия при определении размеров пенсий на общих основаниях и досрочных трудовых пенсий по старости. Для изучения вопроса пенсии по инвалидности следует определить понятие инвалидности, ограничение способности к трудовой деятельности, его юридическое значение при назначении пенсии по инвалидности. Изучение темы следует начать с изучения нормативной правовой базы (Постановление Правительства от 26.02. 2006), закрепляющей понятие инвалидности ее причины. Далее следует установить влияние степени ограничения способности к трудовой деятельности и группы инвалидности, на назначение пенсии по инвалидности. 6 Тема 3. Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. Студентам следует четко понимать значение негосударственного пенсионного обеспечения, тенденции развития, основные направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. Особо следует остановиться на подробном анализе правовой базы негосударственного пенсионного обеспечения, которая в настоящее время активно формируется. 7 Тема 4. Пособия в системе социального обеспечения. Проблемы обеспечения пособий по временной нетрудоспособности, пособий, связанных с рождением ребенка, пособий семьям, имеющим детей, пособия по безработице, пособие на погребение. Проблемы обеспечения компенсационными выплатами. Изучение темы следует начать с понятийного аппарата, то есть необходимо определить понятие «пособие», при этом необходимо проанализировать различные точки зрения по данному вопросу. Особо следует уяснить значение пособий, и их место в системе социального обеспечения. Рекомендуется анализировать проблемы обеспечения пособиями по следующему плану: 1. Условия для назначения пособия 2. Целевое назначение пособия 3. Круг лиц, обеспечиваемых пособием 4. Источник финансирования 5. Срок выплаты 6. Размер пособия 7. Порядок выплаты пособия Кроме того, особо следует остановиться на законодательстве Челябинской области, регулирующего порядок предоставления пособий, связанного с рождением ребенка, и семьям, имеющим детей. Изучение вопроса компенсационные выплаты следует начать с определения «компенсационные выплаты», установить их целевое назначение. Далее необходимо установить основания для предоставления компенсационных выплат, круг лиц, обеспечиваемых ими, а также классификацию компенсационных выплат. Далее следует охарактеризовать основные виды компенсационных выплат: 1. ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет 2. ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска 3. ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава ОВД, ГПС в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства 4. ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход. Рекомендуется анализировать проблемы обеспечения компенсационными выплатами по следующему плану: 1. Условия для назначения компенсационных выплат 2. Целевое назначение компенсационных выплат 3. Круг лиц, обеспечиваемых компенсационными выплатами 4. Источник финансирования 5. Срок выплаты 6. Размер компенсационных выплат 7. Порядок выплаты 8 Тема 5. Проблемы предоставления социального обслуживания. Проблемы предоставления льгот по социальному обеспечению. Изучение темы социальное обслуживание необходимо начать с установления нормативной правовой базы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации (Челябинской области). Далее следует определить понятие «социальное обслуживание» (далее СО) и его принципы, также необходимо установить формы и виды СО, круг лиц, кому предоставляется тот или иной вид СО. Особо следует остановиться на вопросе социальная реабилитация инвалидов. Необходимо установить понятие и значение социальной реабилитации и рассмотреть вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов, предоставление протезноортопедической помощи и обеспечение инвалидов средствами передвижения. При изучении темы льготы необходимо определить нормативную правовую базу, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации (Челябинской области). Особо следует остановиться на Федеральном законе № 122 «о монетизации льгот», студент должен определить значение этого нормативного правового акта для системы социального обеспечения в Российской Федерации. Далее необходимо определить понятие «льготы», круг лиц, обеспечиваемых льготами и классификацию льгот. 9 Тема 6. Проблемы предоставления медицинская помощь. Тенденции развития медицинского страхования. Начинать изучение темы рекомендуется с определения медицинской помощи, как важной части социального обеспечения в Российской Федерации. Студенту следует знать понятие медицинской помощи, правовую основу, финансирование, круг лиц, кому предоставляется медицинская помощь. Далее следует изучить правовые основы медицинского страхования, понятие, виды, основания предоставления обязательного медицинского страхования и основания и условия предоставления добровольного медицинского страхования. Особо следует остановиться на проводимой реформе в сфере медицинского обслуживания, определить проблемы, рассмотреть международный опыт по этой проблеме. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Выпускник должен обладать:  ОК-1. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания  ОК-2. способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста  ОК-3. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень ПК-2. способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности  ПК-10. способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности  ПК-14. способностью организовывать и проводить педагогические исследования  ПК-15. способностью эффективно осуществлять правовое воспитание В результате освоения дисциплины студент должен знать знать основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права; В результате освоения дисциплины студент должен уметь Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и правовые отношения; В результате освоения дисциплины студент должен владеть Владеть культурой мышления (ОК-3), способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4;), способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права профессиональной деятельности (ПК2). 

В настоящее время сложился ряд общих для всей страны и всех ее регионов социальных проблем, угрожающих устойчивому и безопасному социальному развитию России:

* растущая социальная поляризация населения, которая по официальным данным не имеет аналогов в мире, а с учетом теневых доходов значительно выше статистически зафиксированного разрыва между десятью процентами самых бедных и десятью процентами самых богатых ;

* значительные масштабы бедности и безработицы, низкая динамика становления среднего класса, наличие зон «очаговой нищеты» и распространенность такого явления, как «бедность работающих»;

* сохранение коррумпированности властных структур, организованной преступности и терроризма;

*негативные последствия глобализации и связанные с этим социальные риски;

*деградация окружающей среды, негативно отражающаяся на состоянии здоровья и качестве жизни значительной части населения, связанная как с объективными факторами (глобальные климатические изменения, усиление антропо- и техногенных нагрузок), так и с факторами субъективными -- ослаблением экологического контроля и экспертизы со стороны государственных органов, недоступностью экологической информации и недостаточным экологическим образованием населения ;

* кризисные процессы института семьи, характеризующиеся ослаблением воспитательной функции семьи, ростом детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства;

* сокращение численности населения страны, низкая продолжительность жизни населения и высокая смертность, особенно мужчин трудоспособного возраста;

* ухудшение здоровья всех возрастных групп населения, обусловленное распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения, ВИЧ-СПИДа, недостаточностью развития форм здорового досуга и здорового, образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых), а также неудовлетворительным состоянием системы здравоохранения;

* рост инвалидизации населения и сохранение социальной изоляции инвалидов, людей пожилого возраста и других уязвимых социальных и профессиональных групп, испытывающих особые трудности в процессе адаптации к новым политическим, экономическим и социальным условиям; сегодняшние кризисные процессы в мировой экономике, на мировых ресурсных и финансовых рынках, негативно влияющие на состояние финансовой и промышленной сфер в России, инфляционные процессы, перспективы занятости и доходов населения, возможности реализации социальных программ .

На все перечисленные социальные негативы накладываются существенные диспропорции в развитии регионов, порождающие и углубляющие социальные противоречия, провоцирующие межэтнические и межконфессиональные конфликты. Социальное расслоение в России имеет региональное преломление, проявляющее тенденции к возрастанию, что представляет собой угрозу российской государственности. Социальное неравенство регионов означает фактическое отсутствие единого социального партнерства на территории России, порождает социальные противоречия, провоцирует межэтнические и межконфессиональные конфликты .

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

1) Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет . С другой стороны отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

2) Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь -отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 году оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками .

Кроме того, несмотря на целый ряд ограничительных мер, российские работодатели, в ряде случаев, все так же не заинтересованы в оформлении работника в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

Как следствие, работники у таких работодателей являются социально незащищенными как с точки зрения трудовых прав, так и пенсионного обеспечения. Отдельно отметим, что в небольших городах России или же в сельской местности работа на такого «работодателя» без «оформления» -единственный способ найти заработок.

Кроме того, еще одной проблемой социального обеспечения можно выделить и тот факт, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и новых норм, введенных с 1 января 2015 года, недостаточно чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие, заставить ее «работать» .

3) Проблемы социального обеспечения граждан для воспитания детей, а также связанные с социальной защитой материнства (отцовства), детства и семьи.

Социальная политика государства по реализации прав матери и ребенка должна иметь широкую направленность и не только удовлетворять необходимые потребности человека, но и обеспечивать действительно достойный уровень жизни матерям и детям. И государство обязано приложить все усилия для достижения этой цели. Последние «нововведения» в данной сфере показывает что государство, понимает всю важность рассматриваемых отношений . Так, введение «материнских капиталов», наряду с введением целевых программ по строительству жилья («Жилище», Жилье для российской семьи») увеличило демографические показатели рождаемости. Они связаны, в частности, с тем фактом, что социальное обеспечение в основном ориентировано на работающих (или же обучающихся на очной форме обучения) матерей. Если мать на момент рождения ребенка не работала и не училась, круг положенных ей пособий резко сокращается. Например, для матерей в сельской местности, там, где работу, фактически найти весьма сложно, это означает, что ее социальное обеспечение со стороны государства является явно недостаточным .

4) Проблемы социального обеспечения в связи с болезнью или инвалидностью. Их суть, на наш взгляд, состоит в том, что после принятия действующего ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», был сформирован новый порядок предоставления медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях. В частности, трудно разрешимые финансовые проблемы медучреждений допускается решать за счет граждан, а объем медицинской помощи, которую можно получить бесплатно был сужен.

5) Проблемы связанные с особенностями социального обеспечения безработных граждан. По большей степени, они связаны с организационными сложностями при регистрации гражданина в качестве безработного, с недостатками системы «квотирования» при трудоустройстве инвалидов, а также с недостаточной развитостью системы по организации общественных работ, профессиональной подготовке и переподготовке граждан .

На наш взгляд, оптимизация деятельности государственной службы занятости, должна идти в тесном взаимодействии с оптимизацией процедуры признания гражданина безработным, которая, на настоящий момент сильно бюрократизирована и уже не всегда отвечает требованиям текущего момента. Одним из таких вопросов можно отметить нормативное регулирование проведения общественных работ, трудоустройства молодежи и инвалидов.

Современная система социального обеспечения в России, несмотря на происходящие процессы ее реформирования, не лишена целого ряда проблем. Так как эти проблемы весьма многогранны, их решение видится в первую очередь путем разработки, принятия и реализации отдельной целевой программы по развитию системы социального обеспечения Российской Федерации.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: