Иностранный с пеленок: как правильно учить язык с ребенком. Можно ли учить ребенка сразу нескольким языкам? Когда начать обучать ребенка иностранному языку

Знание одного или даже 2-3 иностранных языков уже давно стало нормой для современного мира. Уже никого не удивишь, когда при найме на работу спрашивают, каким языком, кроме родного, владеет соискатель. Люди стали много путешествовать по миру, общаться через интернет. Все чаще искать информацию, используя источники, как на родном языке, так и на иностранных сайтах.

Достаточное количество людей уезжает в другие страны, чтобы работать. Никого не удивишь семьями, которые создаются представителями разных культур и национальностей. Необходимость изучать иностранный язык становится постоянной для большого количества людей.

Последние лет 20 в русскоязычной среде появилось понимание, что для успешного освоения иностранного языка его нужно учить как можно раньше. Стараясь обеспечить ребенку успешное будущее, молодые родители приступают к обучению ребенка до школы.

Насколько это обоснованное решение? Какое влияние это окажет на развитие ребенка? Не навредит ли ему слишком раннее научение иностранному языку? Такие вопросы все чаще интересует родителей. Решение об изучении иностранного языка принимают родители ребенка, поэтому важно понять, каким образом выстроить обучение, чтобы был результат и избежать негативных последствий.

Нужно ли обучать ребенка иностранному языку с дошкольного возраста

Вопрос необходимости изучения ребенком иностранного языка в дошкольном возрасте достаточно спорный. Он имеет своих сторонников и противников. Но окончательное решение, стоит ли изучать ребенку язык, принимают родители исходя из своего видения ситуации и необходимости такого обучения.

Для семей, которые живут в эмиграции или готовятся переехать в другую страну, где основным языком общения будет иностранный, изучение будет и оправданным, и необходимым. Такие семьи чаще всего готовят детей к смене места жительства. Находясь уже на территории иностранного государства, родители отдают ребенка в дошкольное учреждение, где малыш через непосредственное общение на иностранном языке постигает основы. Такие дети, если они попали в иноязычную среду до подросткового возраста, чаще всего начинают разговаривать на родном и иностранном быстро. Оба языка воспринимаются естественно и не вызывают затруднений. Такое познание двух и более языков принято называть билингвизмом.

Еще один вариант билингвизма формируется в семьях, где родители являются носителями двух языков. Постоянно общаясь на разных языках с малышом, формируют необходимую языковую базу ребенка. Он постигает их равномерно и воспринимает родными. Подобная ситуация создается при использовании помощи в воспитании няни-иностранки.

Другая ситуация складывается у детей, которые в жизни не сталкиваются постоянно с носителями иностранного языка. Если родители решат научить детей иностранному языку, то приходится прибегать к услугам репетиторов, курсов, школ. Возможен вариант, если родитель сам хорошо владеет языком, заниматься с ребенком самостоятельно. Вот тут и появляется вопрос о том, когда нужно приступать к обучению ребенка.

Можно найти большое количество исследований, которые говорят, в каком возрасте нужно приступить к изучению иностранного языка. Выводы большинства из них будут колебаться в возрастных рамках 1-6 лет. Почему такая большая разбежка? Она исходит из особенностей работы мозга ребенка в этом периоде и попытке исследователей предугадать возможные результаты.

Значение возраста в изучении иностранного языка

Когда ребенок рождается на свет, он ничего не знает об этом мире, не умеет разговаривать. Его проводниками в этот мир становятся слух, зрение и ощущения. Для того, чтобы ребенок мог через доступные ему каналы восприятия быстро и качественно изучить окружающее, его мозг работает на очень больших скоростях, позволяя изучать огромное количество информации и запоминать ее.

Еще в утробе матери ребенок слышит ее голос, тембр, мелодичность и усваивает то, что после рождения нужно будет учиться разговаривать. Появившись на свет, он начинает видеть каким образом окружающие его люди воспроизводят различные звуки, пытается повторять все услышанное.

Постепенно, благодаря высокой производительности и гибкости головного мозга в ранний период, ребенок учится говорить. В зависимости от того, на каком языке с ребенком разговаривали с рождения, формируется база его родного языка. Он запоминает грамматические и лексические конструкции, воспринимает логику языка и ощущает мелодичность и необходимость общения. В двуязычных семьях ребенок ощущает необходимость общаться на двух языках.

Вплоть до полового созревания мозг остается гибким и может в высокой степени поглощать информацию и усваивать языки. Но чем ближе переходный возраст, тем больше снижается активность головного мозга, и начинать изучение языка после 14 лет становится сложной задачей. Чем старше становится человек, тем все меньше возможностей получить знание быстро и качественно. Многие, кто сталкивался с необходимостью изучать иностранный язык, встречались с проблемами, которые возникают при попытке начать разговаривать. Новые слова уже не воспринимаются свободно, их нужно зубрить. Привычные для человека конструкции постоянно мешают говорить правильно на новом языке.

У детей дошкольного возраста таких проблем не возникает. Они просто играют и повторяют за взрослым новые варианты общения. С удовольствием смотрят мультики на неизвестном языке и понимают их смысл, пользуясь звуковой интуицией. Почему бы не воспользоваться этой возможностью и не обучить ребенка до того, как это станет сложным навыком?

Мнение специалистов физиологов и психологов

Развитие педагогики как науки позволило проводить исследования детей разного возраста и физиологи смогли прийти к выводу, что все дети до 10 лет могут изучать иностранные языки. Это обусловлено тем, что с рождения они обладают способностью к звукоподражанию и повышенным интересом к происходящему вокруг.

Мозг ребенка намного эластичнее и восприимчивие к познанию различных форм языкового общения и без усилий может постигать большое количество различной информации на одинаковом уровне. Ребенок не подвержен поиску штампов при разговоре, ему не нужно опираться на знание слова в родном языке, чтобы понять суть разговора.

Дети в раннем возрасте легко и непринужденно впитывают звуковые конструкции. Если сравнить сложность в изучении языка ребенком до 7 лет и 14-18 лет, то заметна разница в восприятии материала и качестве воспроизведения слов и звуков.

После завершения полового созревания активность мозга снижается, и человек вынужден учить язык через заучивание грамматики и отдельных слов. Для маленьких детей грамматика не существенна. Они копируют звуки запоминают алгоритм речи.

Психологи высказываются в большинстве случаев положительно. Исследования показывают, что изучение второго языка ребенком до 7 лет проходит на одном уровне с родным. При этом если родители уделяют достаточное внимание качеству усвоенной информации, то возможные проблемы решаются.

Кроме очевидной пользы от знания ребенком иностранного выявлены следующие изменения, происходящие благодаря работе над вторым языком:

  • дети становятся более свободными и креативными;
  • развивают гибкость речи и внимание;
  • лучше понимают логические операции;
  • совершенствуется образное мышление;
  • развивается память;
  • расширяется кругозор;
  • благодаря использованию новых звуков в речи увеличивается
    количество артикуляционных упражнений, что улучшает четкость и
    чистота речи.

Особенностью детей до 7 лет является то, что они не боятся сказать или сделать неправильно. Они с удовольствием используют новые конструкции и через исправление неправильных вариантов интуитивно понимают логику языка.

Аргументы противников

Учитывая все положительные моменты, которые есть у раннего изучения иностранного языка, нельзя не принять во внимание мнение противников этого подхода. Среди них есть и специалисты логопеды и преподаватели. Некоторые психологи говорят, что обучение без тщательного анализа и использования проверенной методики может нанести вред ребенку. Что волнует и останавливает этих людей?

Давайте разберем подробно какие аргументы они приводят:

1. Основным критерием для противников иностранного языка является мнение, что большинство родителей начинают обучать детей до того, как они хорошо овладеваю родной речью. Внедрение методик изучения второго языка при наличии логопедических проблем может привести к дисграфии. Возможные проблемы с грамотностью ребенка в родном языке могут повлечь за собою необходимость сложной работы по их устранению. Логопеды советуют не начинать обучение, если родители не уверены в собственных силах или есть явные проблемы с речью.

Что делать, если есть желание обучить ребенка, но возникают сомнения? Обратитесь к специалисту логопеду, он сможет оценить возможные проблемы в речи ребенка. Если вы сомневаетесь в собственных силах, то воспользуйтесь предложениями от языковых школ.

2. Еще один из аргументов противников раннего обучения высказывают психологи и педагоги. Опасаясь того, что родители, загружая ребенка до 7 лет большим количеством образовательных программ, лишают его детства. Доказано, что в дошкольном возрасте у малыша должно быть большое количество времени для самостоятельных занятий. Это помогает закреплять огромный массив полученных знаний и сохранять психологическое равновесие.

Стремление родителей охватить большое количество навыков, в том числе и иностранного языка, вынуждает их создавать плотный график занятий и вытеснять свободное время. Чрезмерная перегрузка ребенка приводит к различным осложнениям и часто вызывает негативное отношение к учебе. В качестве компенсации противники раннего изучения иностранного языка приводят примеры различных программ и курсов, которые позволяют изучать язык позже.

Что делать, чтобы ребенок сохранил стремление к учебе? Не стоит чрезмерно нагружать. Соблюдайте режим комфортного обучения. Для детей до 3 лет занятие не должно превышать 10 минут. Для 4-5 лет – 20 минут. Дети 5-7 лет могут заниматься 30 минут. Прекращайте занятие если видите, что ребенок устал. После каждого образовательного блока давайте ребенку поиграть

3. Ребенка обучают иностранному языку в детском саду и школе. Противники раннего изучения иностранного языка говорят, что программы государственных и частных учреждений достаточно, и не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями дома. Сложно сказать, насколько воспитатель в детском саду справится с задачей привить ребенку любовь к иностранному языку. Насколько качественно будет вести занятия. Ведь его задача не состоит в том, чтобы научить ребенка разговаривать, она заключена в воспитании и подготовке к школе, которая не содержит требований к знанию второго языка.

Не лучше ситуация и в школе. В лучшем случае, ребенок будет изучать иностранный язык 4 раза в неделю и вероятнее всего только с 5 класса. Если занятия будут введены в 1 классе, то тут встает тот же вопрос о профессиональности и возможностях качественно обучить ребенка. Получается, что будет утеряно самое плодотворное время и ребенку будет нужно изучать язык, руководствуясь только своей силой воли и наличием свободного времени.

Учитывая все за и против, прежде чем начинать обучение иностранному языку, стоит провести некоторые мероприятия.

Как избежать негативных последствий

  1. Оценить сможете ли вы обеспечить ребенку качественное изучение языка. При самостоятельном обучении нужно отлично владеть языком. Прежде чем приступить к занятиям, возможно, стоит обновить собственные знания.
  2. Сможете ли заниматься с ребенком регулярно? Для качественного изучения языка важно постоянно его тренировать и закреплять. Ведь все знания, которые не используются, со временем утрачиваются.
  3. Оценить логопедические особенности ребенка. Достаточный ли у него словарный запас. Проверьте, нет ли у ребенка сложностей в родном языке. Возможно он путает буквы или не выговаривает «р». Есть ли затруднения в произношении парных звуков или другие особенности речи. Прежде чем начинать обучение ребенка, у которого присутствуют некоторые особенности при общении на родном языке, важно обратиться к специалисту и исправить выявленные проблемы.
  4. Нужно оценить какая форма обучения подходит вашему ребенку. Если он общителен, то возможно ему не подойдет индивидуальный подход, а нужно подобрать вариант занятий в группе. Для детей застенчивых и скрытных лучше выбирать домашнее или индивидуальное обучение.
  5. Если вы решили обучать ребенка при помощи языковых курсов или репетитора, то оцените ваши материальные возможности и проведите работу по подбору хорошей школы.
  6. До начала изучения иностранного языка родители должны ответить себе на важные вопросы, которые позволят определить ваши действия. Какова цель обучения ребенка? Что вы хотите получить в результате этого обучения? Это может быть подготовка к специализированной школе, желание чтобы ребенок свободно говорил на выбранном языке и многое другое.
  7. Оцените готов ли ребенок к изучению языка. Будет ли ему интересно или он больше склонен к другим вариантам времяпровождения.
  8. Подумайте, сможете ли вы обеспечить ребенка языковой средой. Одним из важных критериев в успешном освоении языка является практика не только на занятиях, но и в обычной жизни. Дети, которые кроме занятий могут общаться с родителями, используя новый навык, лучше запоминают и закрепляют владение языком. При этом важно, что бы родители разговаривали с ребенком на правильном иностранном языке или пользовались в обычной жизни мультимедийными средствами закрепления знания. Можно предложить послушать музыку или посмотреть мультфильм без перевода.
  9. Если с ребенком будет заниматься няня или приглашенный репетитор, то нужно уточнить у него, насколько он опытен в работе с детьми маленького возраста, также попросите оценить уровень родной речи малыша. Дополнительная проверка специалиста поможет избежать возможных проблем.

Какой возраст считается оптимальным для начала занятий

Если ребенок не растет в двуязычной среде и вы не собираетесь уезжать жить за границу, то нет начинать обучение очень рано. Исключением являются родители, которые используют в воспитании методики сверхраннего развития. Они начинают изучение языка согласно рекомендациям выбранного направления. Например, методика Глена Домана предлагает изучать иностранный язык с рождения, а дети, обучающиеся в школах Монтессори, приступают к занятиям около 3 лет.

В большинстве работ по изучению факторов и последствий раннего изучения иностранного языка специалисты сходятся во мнении, что наиболее благоприятным возрастом для начала занятий будет 4-5 лет. Но стоит учитывать тот факт, что начинать обучение 4 летнего ребенка лучше ближе ко второму полугодию.

Какие возрастные особенности влияют на выбор в пользу 4-5 лет?

  • К этому возрасту малыш уже осваивает родной язык на достаточном уровне и при отсутствии речевых проблем может с легкостью начать познавать второй язык. Именно к 4 годам проявляются основные логопедические особенности языка и появляется возможность их вовремя скорректировать;
  • возможности головного мозга ребенка в этом возрасте находятся на самом пике, что позволяет легко усваивать новый сложный материал;
  • дети этого возраста уже психологически готовы к обучению. При этом еще не сформировалась боязнь совершить ошибку;
  • ребенок готов и стремится работать в коллективе. Может осваивать материал, как в индивидуальной, так и в групповой форме;
  • сформирован большой словарный запас;
  • более внимателен и сконцентрирован, чем дети младшего возраста. Может заниматься около 30 минут;
  • все чаще возникает необходимость в целенаправленной деятельности и достижении результата.

Рекомендуемый возраст для начала обучения ребенка иностранному языку подтверждается не только научными работами, но и практической деятельностью. Практически все языковые школы и курсы предлагают свои услуги детям с 4 лет.

Как определить есть ли у ребенка способности к изучению языка и так ли они важны?

Этот вопрос волнует многих родителей, которые хотят начинать обучать ребенка в дошкольном возрасте. Существует распространенное заблуждение, что для того, что бы ребенок мог выучить язык, он должен иметь врожденные способности к этому навыку. Специалисты сходятся во мнении, что это не так. Для изучения иностранного языка ребенком до достижения им подросткового возраста препятствий не
существует. Это мнение обосновано тем, что все дети с рождения могут выучить тот язык, который они слышат. В случае если ребенок определенного происхождения растет в иноязычной обстановке, он будет воспринимать язык, на котором с ним разговаривают, как родной.

Проблемы при изучении иностранного языка могут возникать, если будет нарушена структура обучения и материал будет преподнесен в неправильной форме. На качество влияет регулярность использования нового навыка и любовь ребенка к языку. Говорить о способностях у ребенка нужно только если вы хотите обучать сразу более чем одному иностранному.

В таком случае, нужно оценить некоторые особенности малыша:

  • развитие речевого слуха. Насколько ребенок хорошо улавливает звуковую разницу в словах и произношении;
  • уровень языковой памяти. Может ли ребенок запоминать большое количество иностранных слов, не теряя их смысла и не допуская ошибок;
  • наличие грамматического и лексического чутья;
    Применяет ли ребенок образное восприятие языка при разговоре. Подразумевается умение соотносить слово с конкретным предметом и его названием в другом языке.

Если же говорить об изучении только одного языка, то важным будет только наличие у ребенка желания изучать иностранный язык и использовать его в жизни.

Какие языковые навыки можно развивать у ребенка дошкольного возраста?

Обучение ребенка иностранному языку проводится подобно тому, как он обучается родному языку. Детей дошкольного возраста не обучают письму, грамматике. Для этого возраста важными навыками, которые нужно освоить в иностранном являются:

  • восприятие на слух. Обучают распознавать и понимать слова;
  • навыкам разговорной речи. Изучение строится на звуковом восприятии, которое переходит в подражание и использование услышанного слова в речи;
  • чтение.

Обучение этим навыкам позволит ребенку освоить начальные ступени языка и приступить к изучению сложных для понимания в дошкольном возрасте грамматических основ в школе.

Владение каким-либо иностранным языком по праву считается одним из важнейших современных навыков, который каждый любящий и ответственный родитель мечтает привить своим детям чуть ли не с рождения. Мы расспросили опытного лингвиста-преподавателя Юлию Куренную о том, как и когда наиболее правильно и эффективно начать обучение детей иностранному языку - чтобы освоение «не родной речи» приносило ребятишкам и родителям не только пользу, но и радость...

Подходить к процессу обучения детей иностранному языку нужно очень ответственно и
на каждом этапе взросления ребенка обращаться именно к тем методикам и
педагогам, которые действительно дадут результат, а не станут пустой тратой
времени и денег, как это нередко случается в реальности...

Занятия языком и знакомство с языком - две большие разницы!

Когда речь идет об обучении иностранному (чаще всего - английскому) языку именно детей, родители должны понимать принципиальную разницу между понятиями «занятия языком» и «знакомство с языком». По мнению многих современных преподавателей и репетиторов-лингвистов заниматься языком с детьми младше 5 лет практически не имеет смысла. Занятие, как таковое, подразумевает определённый уровень концентрации и последовательное выполнение заданий. А для маленьких деток это не только не интересно и затруднительно, но и может «аукнуться» в будущем – зачастую именно раннее обучение иностранным языком может отбить у ребенка желание и интерес к этому самому языку на годы вперед.

Юлия Куренная, профессиональный лингвист, преподаватель сервиса Puzzle English, куратор проекта «Метод Тичера», который позволяет выучить английский язык с нуля до продвинутого уровня в интерактивном режиме:

«Я поддерживаю мнение многих опытнейших педагогов и психологов о том, что серьезное полновесное обучение детей младшего возраста иностранному языку, по крайней мере, малоэффективно.

А вот знакомство с языком, напротив, можно начинать как можно раньше. Моему ребенку еще только месяц, но я уже включаю при нем передачи BBC и говорю на иностранном языке. Психологами доказано, что маленькие дети воспринимают все, что слышат вокруг себя, и впоследствии используют знакомые звукосочетания для построения речи, понимания слов. Таким образом, наличие речи на разных языках в раннем детстве поможет ребенку в будущем изучать английский или другие языки с большей легкостью и радостью».

Но не стоит переживать, если вашему малышу уже, скажем, года полтора-два, но в вашем доме до сих пор никогда не была слышна иностранная речь. До трех-четырех лет дети – как губка. И начать знакомство с языком в таком пассивном режиме можно в любое время. При этом не следует требовать от ребенка чего-либо конкретного – повторения, правильности фраз, произношения. Если ему хочется, пусть повторяет какие-то элементы слов и речи или даже просто отдельные звуки - все пойдет на пользу!

Одному - хорошо, но в компании - лучше

Очень хорошо, если вы можете отдать ребенка в ясли или детский сад, где предусмотрено знакомство с иностранным языком. В некоторых учреждениях дошкольного образования даже работают носители языка, и это весьма полезная практика для ребенка – когда он имеет возможность слышать иностранную речь в бытовых условиях, в течение дня.

И почему детские группы, в которых ребенок ежедневно слышит иностранную речь, предпочтительнее няни или родителя, который тоже может сутки напролет говорить при ребенке на иностранном языке? Дело в том, что малыши до 4-5 лет - это совершенно особое с точки зрения коммуникации «сообщество», в котором дети общаются друг с дружкой на «своем» специфическом языке. И крайне полезно для будущего успешного овладения иностранным языком, чтобы иностранная речь постепенно «приходила» в повседневную жизнь ребенка не только всегда со стороны взрослых, но и со стороны его сверстников. Ведь ни для кого не секрет, что дети, имеющие возможность ежедневно общаться в группе, учатся новым навыкам гораздо быстрее и охотнее друг у друга, нежели у взрослых. Достаточно сказать пару новых слов одному малышу, как к концу дня эти слова будет весело тараторить вся группа...

Серьезные занятия начинаются... с игры!

Начиная с 5 лет уже можно говорить о более-менее серьезных и системных занятиях по обучению детей иностранному языку. Но пока еще строиться они должны исключительно в игровом формате. И тут важно учитывать, что у растущих малышей очень велика физическая активность. Им нужно много двигаться и их усидчивость, как и способность к концентрации – пока еще минимальны.

Поэтому все занятия должны быть построены в форме подвижных игр. Дети могут вскакивать с места, что-то кричать, куда-то бежать. В наши дни существует огромное количество методик обучения маленьких детей иностранному языку, доступных сегодня для родителей с любым достатком и количеством свободного времени, но самый главный критерий при выборе того или иного метода занятий всегда один - малышу должно быть весело и интересно в процессе!

Для 5-летнего ребенка обучение иностранному языку должно быть увлекательной и веселой игрой. И только вы, как родитель, вправе считать, что это - еще и часть процесса обучения.

Первые серьезные языковые занятия с ребенком чуть старше 5 лет должны базироваться
на тех активностях, которые малыш предпочитает и любит. Если он любит красочные
книжки - используйте их в своих уроках, если же он "страстный коллекционер"
игрушек-зверушек - значит, именно, они станут вашими главными помощниками
во время уроков. А если ваш малыш с утра до вечера прыгает, бегает, крутиться
как юла - значит, в таком же ритме должны проходить и ваши занятия иностранным
языком. А кто сказал, что эффективное обучение возможно
только "за партой"? Отнюдь!

До 6 лет не должно быть и речи ни о какой зубрежке или планомерном заучивании элементов иностранного языка. В действительности, в этом возрасте ребятишкам и без того довольно легко запоминать полезные фразы и слова, если они узнают их в процессе игры. Попробуйте, например, практику веселой зарядки и упражнений с ребенком, когда команды даются только на иностранном (например, английском) языке: «Lay on the floor!», «Jump like a frog!» и так далее.

Если вы пригласили для занятий с ребенком педагога или репетитора, крайне важно, чтобы он был компетентный, понимал психологию детей соответствующего возраста, знал, как привлечь их внимание, но при этом очень четко чувствовал грань, за пределами которой обучение для малыша превращается в рутину и скучную обязанность. В идеале самые качественные преподаватели иностранного языка для взрослых и детей - это разные люди: репетитор, успешно работающий с детьми, никогда не занимается со взрослыми, и наоборот. Хотя бы потому, что это принципиально разные методики преподавания.

Если вы пригласили репетитора иностранного языка к ребенку младшего возраста, не стесняйтесь настаивать на своем присутствии на уроках, хотя бы первое время. Вы должны воочию убедиться, что ваш малыш получает не только знания, но и удовольствие от игрового процесса обучения.

Приложения - в помощь

Итак, примерно с 5 лет практика детского знакомства с иностранным языком начинает превращаться в пока еще игровые, но уже занятия. Имейте в виду – все, что ребенок впитывает в раннем детстве, останется с ним навсегда. Но только при условии, что накопленные им знания постепенно, пусть и неспеша, перерастают в более сложную практику – без перерыва! Но если вы прекратите «подачу» иностранного языка (в любом виде) хотя бы на полгода - велики шансы, что ребенок быстро утратит те «кусочки» иностранной речи, что он уже успел усвоить.

Продвигаться дальше в обучении или, как минимум, не забыть уже накопленные знания, вашему малышу могут помочь специальные интерактивные приложения. Например, в рамках онлайн-проекта по изучению английского языка Puzzle English существует программа «Метод Тичера», где малыши могут играючи, но при этом весьма успешно учить алфавит и некоторые другие базовые основы английского языка. Также в AppStore, GooglePlay или Яндекс.Маркете есть немало достойных приложений с возможностями обучения разнообразным иностранным языкам именно детей.

Помните: для детей 5-6 лет при изучении иностранного языка не должно существовать никакой письменности или грамматики. Еще слишком рано! Куда лучше и веселее учить песенки и танцы.

После 6 лет наступает прекрасное время для занятий иностранным языком в группе. Это может быть группа дошколят при лицее, в который вы будете поступать, или просто группа развития с хорошим педагогом. В таких группах есть возможность интегрировать изучение языка в совместный игровой процесс, такой как, например - постановка спектакля на иностранном языке, командные игры и квесты. Важно, чтобы дети продолжили играть, не обращая внимания на то, что они учат язык.

Грамматика

Время для настоящих лингвистических знаний наступает ближе к 7-8 годам. Как раз в этом возрасте дети начинают серьезно осваивать навыки письма и чтения на родном языке. Параллельно с этим уже можно начать учиться читать и писать и на иностранном языке тоже. Однако пока еще эти упражнения должны занимать не более 20 минут - то есть лишь малую часть от привычного игрового формата занятия.

Опытный преподаватель понимает, что детям в возрасте 7-8 лет уже интересны
многие страноведческие вещи - им любопытно узнать о дальних странах и о людях,
которые в них живут, о природных явлениях, о науке и технике и т.п. И это дает
возможность для более глубокого контекстного изучения языка.

«Для ребятишек в возрасте 7-8 лет при изучении иностранного, например английского, языка отлично подходит наша так называемая концепция «пазлов». Детям уже вполне можно давать задания на расстановку слов в приложении, складывая предложения из отдельных слов, как головоломку. Суть идеи заключается в том, что ученик слушает живую речь, смотрит видео-ролик или специальную анимацию, а после – складывает услышанное из исходных слов. То есть от ученика требуется расставить члены предложения в правильной синтаксической и смысловой последовательности, но в игровой форме. Для чего с успехом используются карточки со словами, магнитные доски или специализированные приложения».

Все по-взрослому

Когда ребенок достигает возраста 12-13 лет, увлекать его одними только играми уже поздно и малоэффективно. Если ранее ему был привит интерес и любовь к иностранному языку, выстроить адекватную модель обучения будет просто – в этом возрасте искренняя увлеченность иностранным языком и осознание уже достигнутых результатов заставляет детей с интересом браться за самые сложные лингвистические задания и с легкостью выполнять их.

Одним из наиболее эффективных сценариев программы обучения иностранному языку детей после 12 лет является пошаговая подготовка их к разного рода языковым экзаменам. Начинать можно с начального уровня - это не доставит подростку никакого дискомфорта и трудностей, зато получение соответствующих сертификатов или дипломов отлично «подстегнет» в нем желание двигаться к новым горизонтам в плане освоения иностранного языка...

Когда ребенок постепенно превращается в подростка - его темперамент и увлечения кардинально меняются. Кроме того, он переживает в жизни период, когда учеба становится одной из главных его обязанностью и делом. Соответственно, должна смениться и стратегия изучения иностранного языка. Крайне важно выбрать такого педагога, который поможет подростку активно продвигаться по пути изучения иностранного языка, а не заставит буксовать на этапах знакомства или игрового общения.

Итак, знакомить детей с иностранными языками можно даже в очень юном и нежном возрасте. Но выстраивать более серьезные и глубокие занятия необходимо исходя в первую очередь из степени взросления самого ребенка, из его темперамента и увлеченности. И при этом понимать, что для всякого детского возраста существуют свои эффективные программы, приемы и методики изучения иностранных языков.

Подбирать программы – от ознакомительных и игровых до творческих и классических занятий – лучше всего вместе с опытным педагогом. Или же - как вариант - использовать уже готовые интерактивные приложения, которые во многих аспектах могут отчасти заменить постоянное наличие преподавателя. Главное: не забывайте время от времени интересоваться у малыша, нравится ли ему изучать иностранный язык в предложенном вами формате, и по мере взросления ребенка старайтесь подстроить занятия под его текущие интересы.

Вы и оглянуться не успеете - и вот ваш малыш уже не просто подрос, но и научился свободно общаться на иностранном языке! А разве это не повод для родительской гордости?

Любой родитель хочет лучшего для своего ребенка. И многие взрослые считают, что детям обязательно нужно изучать иностранные языки - это принесет огромную пользу. Причем некоторые родители просто одержимы идеей начать обучение как можно раньше. В этой статье мы расскажем, со скольких лет, где и как начать учить ребенка английскому языку, а также как правильно это делать дома.

Со скольких лет учить ребенка английскому языку

Когда лучше начинать учить ребенка английскому языку? Скажем прямо: точного ответа на этот вопрос не существует. Каждый ребенок индивидуален, поэтому «универсальный возраст» начала обучения обозначить практически невозможно. Мы рассмотрим два варианта, их плюсы и минусы. Кроме того, вы увидите экспертные мнения наших преподавателей по этому вопросу, они основаны на их личном опыте, ведь эти учителя и сами мамы. Вы хорошо знаете своего ребенка, поэтому сможете решить, какой именно из указанных вариантов вам подходит.

Теория №1. Ребенка следует учить английскому языку как можно раньше

Приверженцы этой теории говорят, что дети с рождения и до 5-6 лет легко усваивают любые языки. Они учат свой родной язык естественным путем, без всяких школ, поэтому и английский смогут освоить точно так же.

Достоинства это подхода :

  1. Ребенок учит язык бессознательно
    Родители полагают, что малыши учат английский язык как родной, то есть просто пассивно прослушивают, а потом воспроизводят слова и фразы в собственной речи. К 7 годам любой ребенок хорошо владеет русским языком несмотря на то, что не понимает, что такое «подлежащее», «существительное», «настоящее время» и т. д. Отсюда и следует вывод, что аналогично можно учить и английский - естественно и без правил.
  2. Малыш не боится говорить
    Ребенок в таком возрасте меньше боится совершить ошибку, чем взрослый, поэтому дети смелее пользуются изучаемым языком. У малышей не возникает языковой барьер, ведь они более непосредственны и менее зажаты, чем взрослые. Они просто говорят, что хотят, не обращая внимания на свое произношение или ошибки в речи. Взрослые исправляют эти ошибки, и постепенно ребенок привыкает говорить правильными предложениями.
  3. У детей хорошая память
    Есть теория, что в возрасте до 5 лет у каждого человека способности к языкам выше среднего потому, что дети быстрее запоминают слова и фразы. Они, как попугайчики, повторяют все, что слышат, и буквально на лету схватывают новые для себя слова. Вспомните, наверное, у каждого взрослого случался такой конфуз: вы произносите при ребенке какое-нибудь не очень хорошее слово, а он (ну, как назло!) моментально запоминает его и начинает употреблять в своей речи. Если вместо нехороших слов на русском предложить ребенку хорошие на английском, он запомнит их также быстро.
  4. Ребенку проще выработать хорошее произношение
    Также есть мнение, что ребенку проще научиться выговаривать звуки английской речи правильно, ведь звукоподражательные способности детей находятся на повышенном уровне. Ребенок довольно быстро учится произносить все звуки родного языка так, как говорит взрослый человек. Аналогично он будет учиться выговаривать и звуки английской речи: быстро и правильно.

Недостатки этого подхода :

  1. Нужна языковая среда
    Изучение «естественным путем» возможно только при условии создания подходящей языковой среды или пребывания в ней. То есть ребенок должен ежедневно слышать английскую речь от окружающих. Такое возможно, если он живет за границей, один из родителей постоянно говорит по-английски или у ребенка англоговорящая няня. Вспомните, в XVIII-XIX вв. в России представители высшего света знали французский язык даже лучше, чем русский. А все потому, что в те времена принято было приглашать гувернанток и гувернеров из Франции.
  2. Опасность механического изучения
    Малыш еще плохо знает родной язык, он произносит предложения на «автомате», но не понимает, как слова «работают» друг с другом. Кроме того, у многих малышей небольшой словарный запас русского языка, а если ребенок не понимает, что такое «воздушный змей» или «сиреневый» на родном языке, то он не поймет этого и в английском. Механическое запоминание английских фраз - не самый действенный прием изучения языка. Подумайте, может быть, стоит подождать, пока ребенок подрастет и будет осознанно учить английский.
  3. Сложно создавать правильный настрой
    Для ребенка дошкольного возраста важен правильный настрой как дома, так и на уроках, а создавать его непросто. Так, ребенок учится играя, поэтому дома вам надо будет «играть в английский». Кроме того, вам нужно будет найти такого преподавателя, который сумеет учить ребенка через игру и привьет ему любовь к изучению языка. Сделать это непросто: далеко не каждый учитель умеет обучать детей, а некоторые педагоги и вовсе надолго отбивают охоту изучать иностранные языки.
  4. Риск испортить произношение русских звуков
    Некоторые логопеды считают, что изучение английских звуков может стать причиной плохого произношения русских. То есть логопеды не рекомендуют изучать английский, пока у ребенка не сформируется хорошее произношение звуков родного языка.

Мнения наших преподавателей по вопросу «С какого возраста лучше учить английский ребенку?»

Опыт работы преподавателем : 9 лет

Опыт работы в Englex : 4 года

Я бы сказала, что начинать учить английский язык ребенок может с самого рождения, если мама и папа разных национальностей и, соответственно, изначально в семье говорят на двух (а иногда и трех) языках.

Моя дочка начала проявлять интерес к различным видео с песнями и стишками на английском с 2,5 лет (естественно, именно я их для нее выбрала и предложила). Она сразу выбрала определенные и потом просто требовала включать их по 20-30 раз подряд. Буквально через пару недель начала их напевать. В этом возрасте дети способны впитывать новые слова и произношение с поразительной скоростью. Но, естественно, пришло время, когда все ее любимые видео на английском ей надоели, появился интерес к мультикам на русском, и время просмотра, конечно, увеличилось. И сейчас, когда ей уже 5, я пробовала включать ей те же самые видео, она сразу узнавала картинку, мотив и даже напевала отрывки, но полностью воспроизвести, как раньше, уже не могла. Что опять подтверждает всем давно известный факт: без постоянной практики язык забывается.

Мне кажется, чем раньше ребенка хотя бы просто познакомить с новым языком (и в этом задача родителей изначально), тем легче ему будет его учить в будущем. Очень важно также желание самого ребенка, родителям нужно поймать момент, когда ребенок сам заинтересуется и попросит. И не пытаться навязывать в раннем возрасте то, что им неинтересно, потому что тогда результат будет негативный.

Что касается непосредственно изучения языка как вида деятельности, то, наверное, с 3-4 лет деток можно отдавать на курсы, но обязательно в группу, а никак не индивидуально (это мое субъективное мнение, конечно). При этом стоит очень хорошо взвесить все за и против, учитывая характер ребенка, его готовность к обучению и общению с новыми сверстниками и учителем. Первый опыт самый главный!

Опыт работы преподавателем : 8 лет

Опыт работы в Englex : 1 год

Не могу сказать, что я эксперт, но тема эта мне близка. Первое мое образование - учитель начальной школы, специализация - английский язык. К тому же моему сыну сейчас 1 год и 9 месяцев, поэтому развитие речи для нас важная тема.

Начинать обучать языку можно с пеленок, ведь именно так происходит в двуязычных семьях. И результат великолепен - ребенок говорит на двух языках, как на родных. Но это, конечно, исключительный вариант. Я для себя самым главным принципом выбрала «не навредить», то есть:

  • не замучить ребенка и не вызвать негатив по отношению к языку;
  • не нарушить психику и процесс развития речи на родном языке.

Поэтому до недавних пор сын с английским никаким специальным образом не соприкасался. Только когда сыну было где-то полтора и я убедилась, что он развит, общителен, жизнерадостен и уже говорит словосочетаниями на родном языке, я позволила себе добавить в наш «рацион» nursery rhymes, мультфильмы и песенки на английском. Все это он до сих пор воспринимает очень положительно! Это из личного опыта.

Если вернуться к общему, то родителям я бы кроме принципа «не навреди» посоветовала бы найти возможность для ребенка соприкасаться с языком приблизительно так, как это происходит с родным, то есть сперва пассивно и непринужденно. До 6-8 лет я бы рекомендовала только считалки, песенки, мультфильмы и игры с родителями или в языковых клубах. Важно также помнить, что произношение в этих аудио и видео или у преподавателя должно быть на уровне. Иначе исправить заученное будет архисложно! Естественно, ни о каком письме и грамматике не может быть и речи с такими крохами.

Когда можно начинать учить ребенка языку сознательно, пусть весело, но все же системно и с какими-то аналитическими приемами? - вопрос индивидуальный. Есть дети более усидчивые и менее усидчивые, кто-то начинает разговаривать в год – полтора, а кто-то и в три немногословен. Есть много нюансов, и прежде всего нужно самим родителям осторожно оценить, к чему их ребенок сейчас готов.

Таким образом, учить ребенка английскому с младенческого возраста стоит в том случае, если :

  1. Вы живете или собираетесь жить в англоязычной стране, и ребенку просто необходимо знать язык для общения с окружающими.
  2. Дома кто-то постоянно говорит на английском языке: один из родителей, бабушка, няня. В таком случае ребенок тоже будет осознавать, для чего ему нужно что-то учить - для разговора с этим человеком.
  3. Вы умеете ненавязчиво и интересно преподносить малышу знания без вреда для родного языка или нашли репетитора, который умеет это делать.

Теория №2. Ребенка следует учить английскому языку не ранее чем с 7 лет

Приверженцы этого мнения считают, что иностранные языки нужно учить в осознанном возрасте, а не мучить малыша непонятными для него словами. Сторонники обучения с 7 лет согласны с тем, что ребенок до 5-6 лет легко усваивает язык, который постоянно слышит, то есть русский. Если ребенок не находится в англоговорящей стране или его родители не говорят по-английски так же часто, как и по-русски, то иностранный язык не сможет усвоиться «сам по себе», поэтому нет смысла учить его ранее 7-8 лет.

Достоинства этого подхода :

  1. Ребенок привыкает учиться
    В возрасте 7 и старше лет ребенок уже привыкает к режиму, ведь он ходит в школу. Дети становятся более организованными и способными учиться, выполнять домашние задания, слушать учителя и т. д.
  2. Ребенок уже хорошо владеет родным языком
    Дети школьного возраста имеют широкий словарный запас и хорошо владеют русской речью. Например, ребенок понимает, что при встрече надо здороваться, представляться, просить представиться незнакомого человека, поэтому у него не вызовут вопросов такие фразы на английском языке. Кроме того, ребенок знает много слов русского языка, так что эти слова на английском будут ему понятны.
  3. У ребенка, как правило, сформировалось произношение
    К 7 годам у ребенка будет уже сформировано произношение звуков родного языка, поэтому он не будет путать их с английскими звуками. Более того, в этом возрасте у ребенка все еще хорошие фонематические способности, поэтому он довольно быстро сможет научиться правильно произносить звуки иностранной речи.
  4. Детей проще мотивировать
    В таком возрасте дети уже обзаводятся своими первыми хобби и интересами, поэтому вы можете предложить ребенку увлекательную «систему премирования», ради которой он будет учить язык. Кроме того, в таком возрасте вы уже можете найти для ребенка плюсы в изучении английского языка: возможность смотреть мультики в оригинале, читать интересные сказки и рассказы, играть в онлайн-игры на английском языке и т. д. Найдите то, что увлечет именно вашего ребенка, и вам не придется силой тащить его на очередное занятие по английскому.
  5. Есть множество курсов для детей
    Найти курсы детям от 7 лет будет довольно просто: они уже привыкли концентрировать внимание на изучаемом предмете, опять-таки у ребенка есть интересы, учитель может строить уроки, основываясь на них. С детьми младше 7 лет немного сложнее: привлечь и удержать внимание маленького ребенка непросто, еще сложнее заставить его что-то делать осознанно. Найти правильный подход к обучению малыша очень трудно, не каждый учитель сможет это сделать, поэтому вы можете потратить много времени на поиск «того самого» преподавателя.
  6. Ребенку несложно преодолеть языковой барьер
    Дети в этом возрасте не боятся допускать ошибки, они охотно ведут диалог с преподавателем, не думают об акценте. То есть в 7-8 лет вовсе не поздно начинать изучение иностранного языка - вы успеете предупредить появление языкового барьера.

Недостатки этого подхода :

  1. Сложнее запоминать новые слова
    По сравнению с малышами, детям старше 7 лет запоминать новые слова немного сложнее. С другой стороны, в этом возрасте ребенок учит все осознанно, то есть он хорошо понимает, что обозначает то или иное слово и как можно его использовать.
  2. Меньше времени для изучения языка
    Некоторых школьников нагружают большими объемами домашних заданий, поэтому на английский остается совсем немного времени. Однако и из этой ситуации можно найти выход: записать ребенка на курсы, где задают совсем небольшие домашние задания, а обучение проходит в игровой форме - так ваш ребенок будет отдыхать от школы.

Мнения наших преподавателей по вопросу «В каком возрасте учить ребенка английскому?»

Опыт работы преподавателем : 9 лет

Опыт работы в Englex : 2 года

Думаю, с 7 лет можно начать обучение ребенка, так как в этом возрасте у детей очень быстро обогащается словарный запас родного языка, они активно общаются со сверстниками, учатся их выслушивать. Ребенок уже владеет достаточно большим запасом знаний об окружающем мире. Поэтому и не возникает трудностей с изучением новых слов английского языка, если ребенок уже имеет представление об этом предмете или понятии.

Опыт работы преподавателем : 12 лет

Опыт работы в Englex : 2 года

Мой личный вывод: если есть время и возможности, то почему бы и не отдать ребенка в языковую студию с раннего возраста. Однако не стоит ждать, что он вдруг заговорит. Это общее развитие, пассив, который может выстрелить в будущем. Если стоит выделить приоритетные занятия, я бы отдала предпочтение развитию моторики, музыке, эстетическому и физическому развитию, а с 6-7 лет подключила изучение языков. Я сейчас имею в виду большинство детей, которые учат язык в «искусственных» условиях, без постоянного ежедневного контакта с ним, регулярного погружения в среду во время путешествий и т. д.

Я вижу много примеров раннего обучения языку. Примеры разные на самом деле. Есть дети, которые приходят после многолетнего обучения с 3 лет, и они не тянут групповое занятие с детьми своего возраста, с которыми мы работаем второй год. Бывает, что в процессе они довольно быстро адаптируются и превосходят остальных. А бывает, что отстают или просто остаются на уровне остальных учеников.

Как видите, мы нашли больше преимуществ именно у второго подхода, но следует помнить, что это не твердое правило. Каждый ребенок индивидуален, поэтому окончательное решение о том, с какого возраста лучше учить английский ребенку, предстоит принимать только вам.

Где учить английский язык ребенку

Итак, вы приняли решение начать обучать своего ребенка английскому языку. Что выбрать: домашнее обучение, курсы или индивидуальные занятия? Давайте разбираться.

Домашнее обучение

Домашнее обучение с родителем - оптимальный вариант для малыша. Поэтому, если вашему ребенку еще не исполнилось 4-5 лет, попробуйте учить его дома. В конце статьи мы расскажем, как это делать.

Однако учить ребенка английскому языку дома можно только при условии, что вы сами знаете язык хотя бы на среднем уровне и будете использовать увлекательные способы обучения. Ребенок только начинает знакомиться с новым языком, поэтому важно, чтобы это знакомство было приятным и интересным. Вы не знаете английский? Можно попробовать такой вариант: вы идете на курсы и начинаете передавать свои знания ребенку. В таком случае пользу получит не только ребенок, но и вы сами. В нашей школе многие взрослые изучают язык как раз с этой целью: они хотят обучать детей английскому, помогать выполнять домашние задания и т. д. К тому же это позволяет не тратить деньги на дорогих репетиторов.

Обучение английскому на курсах

В возрасте 3-4 лет ребенка можно отправить в специальный детский сад или центр раннего развития с уроками английского языка, а после 7 лет - на детские курсы. В этом возрасте детям важно не просто учить английский, но и одновременно общаться со своими сверстниками, расширять круг общения, выполнять интересные задания в конкурентной среде.

Главный момент, который вам следует учесть, - уровень знаний детей в группе. Важно, чтобы все дети знали английский примерно одинаково, иначе ребенку может быть некомфортно на занятиях.

После того, как ребенок достигнет среднего уровня знаний английского языка, можно попробовать отправить его в специальный языковой лагерь. Это будет отличным поощрением и хорошей мотивацией к дальнейшему изучению английского, а еще позволит ребенку завести друзей из разных уголков планеты.

Индивидуальное обучение

Мы не рекомендуем начинать индивидуальное обучение детей в возрасте до 7 лет. Во-первых, постороннему человеку сложно будет привлечь и удержать внимание малыша. Во-вторых, ребенку могут быть неинтересны такие занятия: одно дело изучать язык с такими же малышами, а совсем другое - наедине с чужой тетей.

У индивидуального обучения есть весомые недостатки: вам надо будет возить ребенка к репетитору или приглашать учителя к себе домой, что создает определенные неудобства. Однако их можно избежать, ведь есть альтернатива - с 9 лет ребята успешно начинают изучать . Если вы хотите, чтобы ребенок попробовал такой способ обучения, запишите его на бесплатный пробный урок. Вы будете присутствовать на этом занятии и сможете понять, подходит ли ребенку такой способ обучения.

Как научить ребенка английскому языку дома

Если у вас есть хотя бы средние знания английского и огромное желание учить ребенка английскому языку дома, вы можете попробовать заниматься с ним без помощи преподавателя. Мы не можем рекомендовать такой способ обучения как лучший, ведь только опытный учитель знает, как и в какой последовательности излагать материал, чтобы уроки были эффективными. Однако если вы собираетесь обучать малыша, то это действительно правильное решение: с мамой ему будет комфортнее, чем с пусть и веселой, но все же чужой тетей. Рекомендации о том, как начать учить английский с ребенком:

1. Любимое дело

От вас зависит, полюбит ли ребенок английский язык или каждое занятие будет воспринимать как каторгу. Поэтому ничего не навязывайте ребенку, найдите такие упражнения, которые он будет выполнять с охотой. Используйте игровую форму обучения, а не уроки по учебникам. Если у вас не получается заинтересовать малыша изучением языка, значит, попробуйте подождать, пока он подрастет.

2. Правильная мотивация

Взрослые постоянно говорят о мотивации, но, когда дело доходит до обучения детей, учитывается только правило «ребенку это пригодится в будущем, просто он пока маленький, чтобы это понять». А вы стали бы что-нибудь делать, если бы вам указали на туманное будущее? А ребенку тем более неинтересно слушать о каком-то там «хорошем образовании», «карьерных высотах» и «престижных работах». Ему хочется смотреть мультики и кушать мороженое со сгущенкой. Так что определите цель обучения, соответствующую возрасту ребенка. Например, смотреть интереснейшие мультики и играть в игры на английском, читать самые новые англоязычные сказки, не переведенные на русский язык и т. д. Больше материала по этой теме, а также основные ошибки мотивации вы найдете в статье « ».

3. Короткие занятия

Маленькому ученику сложно высиживать 45-60 минут, занимаясь английским, поэтому разбивайте занятие на небольшие «порции» по 10-15 минут. На помощь также придут разнообразные упражнения, связанные с движениями, например, вы произносите слово на английском, а ребенок выполняет указанное действие. Кроме того, меняйте виды деятельности: 10 минут изучайте слова, 10 минут смотрите мультик, 5 минут пойте песенку и т. д.

4. Наглядные картинки

Наверняка молодые мамы слышали о карточках Глена Домана, а многие уже и использовали их. Они представляют собой картонные или пластиковые карточки с нарисованными и подписанными предметами. Точно такие же карточки можно использовать и для изучения слов английского языка. Можно написать английские слова на уже готовых русских карточках, а можно изготовить учебный набор самостоятельно. Найдите в Интернете красивые изображения фруктов, овощей, животных и т. д., распечатайте и подпишите. Дети обычно легко запоминают слова, ассоциируя их с картинкой. Кроме того, можно воспользоваться готовым онлайн-словарем в картинках на сайте anglomaniacy.pl . А можно поиграть в игры, увеличивающие словарный запас, на сайте vocabulary.co.il . Ребенку понравятся яркие картинки и игровая форма обучения.

5. Полезные игры

Как научить ребенка английскому языку дома играючи? Сегодня даже 2-летние малыши легко управляются с планшетом или ноутбуком. Они с удовольствием играют в простые игры и разукрашивают раскраски. Такое развлечение можно превратить в мини-урок по английскому языку, для этого достаточно зайти на сайт learnenglishkids.britishcouncil.org и предложить ребенку поиграть в одну из предложенных мини-игр. Это не отнимет много времени и позволит выучить пару полезных слов.

8. Любимые песенки

Наверное, сложно найти малыша, который не любил бы петь. Тексты детских песенок «работают» так же, как и стихи: ребенок и развлекается, и развивает память, и запоминает полезные слова. Много простых песен для малышей с текстами слов и переводом можно найти на сайтах kidsenglish.ru и english4kids.russianblogger.ru . Если ваш ребенок еще маленький, можно просто включать ему эти песенки для прослушивания. В таком случае дети могут слушать их, не вникая в слова и смысл текста. Так малыш будет с детства привыкать к звучанию иностранной речи, а некоторые психологи считают, что таким образом малыш может даже бессознательно запоминать некоторые слова.

9. Обучающие видео

Обучающие ролики для детей - это яркие и интересные видеоуроки для малыша. Сегодня на YouTube можно найти десятки каналов с увлекательными и познавательными видео. Мы можем порекомендовать KidsTV123 и Busy Beavers .

10. Правила чтения

Если ваш ребенок уже хорошо читает на русском языке, то пора переходить от пассивного прослушивания материалов на английском к чтению. Для начала следует научить ребенка базовым правилам чтения, тогда у него будет возникать меньше вопросов о том, как прочитать то или иное слово.

Детям постарше уже можно предложить выполнить простые задания, тесты. Важно, чтобы упражнения не были слишком сложными и были представлены в виде игры, тогда ребенок не будет воспринимать их как очередные скучные домашние задания. Предложите ему выполнять упражнения на сайте englishexercises.org или easygrammar4kids .

12. Простые сказки и рассказы

Ну какой ребенок откажется от сказки на ночь?! Если вы сами владеете английским хотя бы на среднем уровне, можно почитать ребенку простые книжки самостоятельно, например, добрые и увлекательные рассказы о медвежонке Паддингтоне написаны простым языком. А если вы хотите, чтобы ребенок слушал образцовое английское произношение, можно попробовать включить аудиокнигу. Бесплатные материалы для детей есть на сайтах bookbox.com и storynory.com .

13. Хороший учебник

Чтобы слово «учебник» у ребенка не ассоциировалось со скучной книгой, подберите подходящие его возрасту и интересам материалы. Лучше всего подойдут аутентичные пособия, то есть учебники англоязычных авторов полностью на английском языке. Они всегда логичны, просты в использовании и оформлены наглядно и ярко, чтобы заинтересовать детей. Наши преподаватели разработали детальную таблицу, которая позволит вам выбрать учебник, подходящий ребенку по возрасту.

(*.pdf, 218 Кб)

Надеемся, наша статья о том, как учить ребенка английскому, была вам полезна и вы уже решили, с какого возраста и где обучать детей иностранным языкам. Выберите те упражнения и материалы, которые интересны вашему малышу, и дерзайте. Желаем увлекательных и эффективных занятий с малышом!

Разумеется, сложно ожидать от маленького ребенка, что он сможет вести пространные беседы на отвлеченные темы на иностранном языке, но полученное в раннем детстве понимание интонаций, фонетики и других базовых вещей поможет в будущем избежать проблем с усваиванием грамматики и расширением лексики. Существует несколько способов познакомить ребенка с иностранным языком в раннем детстве.
Даже если ваш ребенок отказывается говорить на иностранном языке, не волнуйтесь. Пассивное понимание языка тоже приносит свою пользу.

Самый простой и эффективный способ - нанять няню, которая является носителем нужного иностранного языка. Такая няня не должна говорить по-русски, чтобы не снижать эффективность обучения. Найти иностранную няню, которая вам понравится, не очень просто. К тому же, возникает дополнительно и вопрос финансов. Если вам удалось найти подходящую няню, обязательно постарайтесь объяснить малышу, что она говорит на другом языке. Повторяйте это ему достаточно часто, чтобы он понял разницу между языками. Это поможет избежать путаницы в голове ребенка.

Больше разговаривайте с ним на выбранном языке

Если вы сами говорите на каком-либо иностранном языке, говорите на нем со своим ребенком. Только не надо пытаться объяснять ему грамматику. Просто называйте вещи, находящиеся вокруг вас, пойте песенки и слушайте сказки на иностранном языке, можно смотреть мультфильмы на иностранном языке. Лучше выбирать не очень сложные мультики с понятным сюжетом, это очень помогает в освоении грамматики на примитивном уровне. Особенно хороши мультфильмы с «рассказчиком», который комментирует действия персонажей. Сейчас очень просто найти множество вспомогательных материалов в интернете. Если вашему ребенку совсем мало лет, попробуйте найти те книги, сказки и песенки, которые используют носители языка для развития своих детей.

Можно найти центр для обучения малышей иностранному языку, но групповое обучение очень сильно уступает индивидуальному, даже если в роли педагога выступаете вы.

Если у вас есть друг или родственник, идеально владеющий каким-то иностранным языком, попросите его почаще заглядывать в гости и говорить с ребенком преимущественно на иностранном языке. Если это возможно, попросите его первое время вообще не говорить по-русски. Можно предложить этому человеку сделать несколько аудио-записей на изучаемом языке, лучше всего, если на этих записях будет звучать прямое обращение к вашему ребенку, как в обычной речи.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: