Количественное смягчение (QE). Количественное смягчение — что это? Учимся понимать! Что такое программа количественного смягчения

Количественное смягчение (Quantitative easing, QE) - нетрадиционная монетарная политика, используемая центральными банками для стимулирования национальных экономик, когда традиционные монетарные политики в связи с рядом факторов являются неэффективными или недостаточно эффективными.

Программы количественного смягчения QE (Quantitative easing) разработаны специально для Соединенных Штатов Америки , в рамках которых Федеральная резервная система выкупает у банков долговые обязательства (бонды) ипотечных агентств и казначейские облигации США, вливая в финансовую систему определенный объем средств.

Процесс

При количественном смягчении центральный банк покупает или берёт в обеспечение финансовые активы для впрыска определённого количества денег в экономику, тогда как при традиционной монетарной политике ЦБ покупает или продаёт государственные облигации для сохранения рыночных ставок процента на определённом целевом уровне.

В этом случае центральный банк покупает финансовые активы у банков и у других частных компаний на новую электронную эмиссию денег. Это позволяет увеличить банковские резервы сверх требуемого уровня (excess reserves), поднять цены приобретённых финансовых активов и снизить их доходность.

Стимулирующая монетарная политика обычно заключается в покупке ЦБ краткосрочных государственных облигаций с целью снизить краткосрочные рыночные ставки процента путём сочетания постоянных механизмов кредитования (standing lending facilities) и операций на открытом рынке. Однако традиционная монетарная политика при краткосрочных процентных ставках около нуля не позволяет снизить их ещё ниже. В этом случае монетарные власти могут использовать количественное смягчение для дальнейшего стимулирования экономики с помощью покупок долгосрочных финансовых активов, а не только краткосрочных гособлигаций, понижая таким образом долгосрочные ставки процента.

Количественное смягчение может также использоваться для удержания инфляции выше заданного уровня. В этом случае монетарная политика может быть более эффективной по сравнению с политикой сдерживания дефляции в экономике или недостаточно эффективной, если банки не будут выдавать кредиты.

Обычно ЦБ проводит монетарную политику поднятием или снижением его целевой межбанковской процентной ставки. В основном ЦБ достигает своей целевой процентной ставки путём операций на открытом рынке, где ЦБ покупает или продаёт краткосрочные гос.облигации у банков и других финансовых организаций. Когда ЦБ выплачивает или получает деньги за эти облигации, он изменяет количество денег в экономике и одновременно меняет доходность краткосрочных гос.облигаций, которая определяет межбанковские ставки процента.

Если номинальная ставка процента очень близка к нулю, ЦБ не может понижать её дальше. Такая ситуация, называемая ловушкой ликвидности, может возникать при дефляции или очень низкой инфляции. В этом случае ЦБ может проводить количественное смягчение покупая определённое количество облигаций или других активов у финансовых организаций без ссылки на ставку процента. Цель данной монетарной политики - увеличить денежное предложение, а не снизить ставку процента, которая не может быть снижена дальше. Эта политика часто рассматривается как «последний оплот» для стимулирования экономики.

Количественное смягчение , и монетарная политика в целом, может проводиться, если ЦБ контролирует используемую валюту. Центральные банки стран Еврозоны не могут в одностороннем порядке увеличивать денежное предложение и, таким образом, применять количественное смягчение. Они могут только передать данные полномочия ЕЦБ для проведения монетарной политики.

Согласно МВФ политика количественного смягчения центральных банков развитых стран с начала финансового кризиса 2008 года привела к снижению системных рисков после банкротства Lehman Brothers. МВФ считает, что данная политика также привела к увеличению доверия на рынке и снижению риска рецессии стран G7.

Экономист Мартин Фелдстейн считает, что QE2 привела к росту фондового рынка во второй половине 2010 года, что в свою очередь привело к росту потребления и усилению экономики США в конце 2010.

Количественное смягчение может привести к более высокой инфляции, чем ожидалось, если величина требуемого смягчения окажется переоцененной, и будет эмитировано слишком много денег. С другой стороны данная политика может провалиться, если банки будут неохотно выдавать кредиты малому бизнесу и домохозяйствам, чтобы стимулировать спрос. Количественное смягчение может эффективно смягчать процесс сокращения заемного капитала (deleveraging) и, таким образом, снижать доходности по долгам. Но в контексте глобальной экономики низкие процентные ставки могут приводить к фондовым пузырям в других экономиках.

Увеличение денежного предложения имеет инфляционный эффект, который проявляется с некоторым временным лагом. Инфляционные риски могут быть смягчены, если рост экономики превзойдет рост денежного предложения, связанного со смягчением. Если производство в экономике возрастет из-за увеличенного предложения денег, производительность на единицу денег также может возрасти, даже если в экономике станет больше денег. Например, если простимулированный рост ВВП вырастет с тем же темпом, что и величина монетизированных долгов, инфляционное давление будет нейтрализовано. Это может произойти если банки будут выдавать кредиты, а не накапливать у себя наличность.

С другой стороны, если денежный спрос высоко неэластичен по отношению к ставкам процента, или процентные ставки близки к нулю (симптомы ловушки ликвидности), количественное смягчение может применяться для роста денежного предложения, и ВВП экономики находится ниже потенциально возможного уровня, инфляционный эффект будет отсутствовать или иметь небольшую величину.

Увеличение денежного предложения ведет к девальвации местной валюты по отношению к другим. Эта особенность QE помогает экспортерам страны и дебиторам, чьи долги деноминированы в местной валюте, поскольку вместе с валютой девальвируется долг. Однако это напрямую вредит кредиторам страны, поскольку реальная стоимость их сбережений падает. Девальвация валюты также вредит импортерам, поскольку цены импортируемых товаров возрастают.

Новые деньги могут быть использованы банками для инвестиций в развивающиеся, товарные и сырьевые рынки, а не в виде кредитов местному бизнесу, которые испытывают трудности с финансированием.

ФРС США: количественное смягчение экономики QE 1 - QE3

Программа количественного смягчения экономики QE 1 (quantitative easing) была начата Федеральным Резервом США в разгар мирового финансового кризиса (в ноябре 2008г.) и продолжалась по 2009г. включительно. QE 1 имела своей целью спасение крупных корпораций, банков и частных предприятий путем выкупа их обесценившихся долгов. За время действия программы ФРС выкупила ипотечных и других облигаций на сумму 1,7 трлн. долларов.

Количественное смягчение QE 2 была объявлена ФРС США 2 ноября 2010г. и предполагала покупку казначейских облигаций на сумму 600 млрд. долларов в течение 8 месяцев - по 75 млрд. в месяц. Кроме того, ФРС должна была реинвестировать около 300 млрд. долларов из первой программы количественного смягчения QE 1. В итоге общий объём QE2 должен был составить около 900 млрд. долларов. Закончилась в июне 2011г.

Федеральный Резерв США 13 сентября 2012г. запустил третью по счету программу количественного смягчения QE3 . Снова был включен печатный станок, а «напечатанные» доллары пущены на покупку облигаций. Программа выглядит скромнее предыдущих - ежемесячно планировалось выкупать ипотечные облигации на сумму 40 млрд. долларов. Ее продолжительность изначально была определена как «несколько кварталов», но конкретных сроков не устанавливалось. Федрезервом неоднократно подчеркивалось, что главным критерием будет являться общее состояние экономики США - как только ФРС убедится в ее устойчивом и высоком росте, QE3 должна быть свернута. Эксперты ожидают постепенного завершения «QE 3» до конца 2014г.

Москва, 20 мая - "Вести.Экономика". Президент Путин в обращении к Федеральному собранию и в "инаугурационном" указе поставил задачи: к 2024 г. ВВП должен вырасти в 1,5 раза. Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. Для этого надо расти на 6% в год, считает Сергей Блинов* , руководитель группы макроэкономических исследований ПАО "КАМАЗ".

Рис. 1. Необходимые темпы роста ВВП

Источник: Росстат, расчеты С. Блинова

Но в последний раз ВВП в России рос темпами выше 6% в 2008 г. Задачу можно решить с помощью идеи "количественного смягчения" в нашем, российском исполнении.

Что такое количественное смягчение

Идея "количественного смягчения" проста: если центральный банк для стимулирования экономики не может использовать ставки, то он печатает деньги и покупает на них активы.

Впервые в полную силу этот инструмент применил глава ФРС (центрального банка США) Бен Бернанке в 2008 г. Ставки он использовать не мог, они уже были снижены практически до нуля. "Не можешь снижать ставку – используй количественное смягчение", - решил он. О решительности Бернанке говорят цифры: за считанные 5 месяцев (с сентября 2008 г. по январь 2009 г.) ФРС, покупая активы увеличила денежную базу в 2 раза за 5 месяцев, на $850 млрд (на диаграмме это первая ступенька). За 6 лет было проведено три раунда количественного смягчения, и к августу 2014 г. денежная база выросла 4,8 раза.

Рис. 2. Бен Бернанке проводил количественное смягчение решительно

Источник: FRED

Но рост денежной базы не самоцель. Фундамент дома нужен не сам по себе, а для того чтобы возвести на нём трёх, пяти или десятиэтажный дом. Денежная база – тоже фундамент. Банки создают на этом фундаменте денежную массу, которая больше базы в 3, 5 или 10 раз, в зависимости от условий. И именно денежная масса влияет на экономику.

Бернанке, к слову сказать – университетский профессор, автор статей и книг по экономике, прекрасно знал, что к Великой депрессии в США привело сокращение денежной массы на 38%. И его главной задачей было не дать денежной массе упасть на этот раз. И ему это удалось (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сравнение Великой депрессии и Великой рецессии.

Источник: FRED, расчеты С. Блинова

Количественное смягчение Бена Бернанке позволило денежной массе не только не упасть, но и даже немного вырасти. За такой же период, как и Великая депрессия, денежная масса при Бернанке выросла на 22%, а не сократилась.

Российский вариант количественного смягчения

Россия сейчас находится в подобной ситуации. Снижать ставку нам сейчас нельзя (точнее - нежелательно), но не потому, что она нулевая, а потому что нам надо держать под контролем инфляцию (насколько важна низкая инфляция мы сейчас увидим). Другими словами, идея "не можешь снижать ставку – используй количественное смягчение" для России актуальна.

Но вот ориентироваться нам в России надо не на номинальный, а на реальный рост денежной массы. И вот почему. Самый высокий рост номинальной денежной массы в России был при Гайдаре, в 1992 г. Она тогда выросла на 600% или в 7 раз. Но экономического роста не было, наоборот, ВВП упал в тот год (на секундочку задумайтесь) на 18%!

Все становится на свои места, если посчитать денежную массу в реальном выражении с учетом роста цен в 1992 г. в 26 раз. В реальном выражении денежная масса сжалась на 70 с лишним процентов! На диаграмме это красные столбцы ниже нулевой отметки.

Важность борьбы с инфляцией видна здесь очень отчётливо. Именно инфляция мешает реальному росту денежной массы. А значит политика Центрального банка, который не торопится снижать ключевую ставку, очень правильна – инфляцию надо держать под контролем!

Если смотреть только на реальную денежную массу (РДМ), то экономическая история России проясняется.

Рис. 3. Когда растет реальная денежная масса, тогда растет и ВВП

Падения денежной массы (показаны красным цветом) – это кризисы. Все они хорошо видны: и самый длительный кризис с 1991 по 1996 гг., и кризис 1998 г., и кризис 2008 г., и кризис 2015 г.

Итоговая формула КС для России такова: если требуется ускорить рост ВВП (а президент этого требует!), но ставки снижать нежелательно (потому что важно бороться с инфляцией!), то надо печатать деньги и покупать на них активы. Важно, что такое количественное смягчение мы в России уже проводили. В нём секрет нашего феноменального роста с 1999 по 2008 гг.!

Ставки ЦБ не опускались тогда ниже 10% ни разу и находились в диапазоне от 10% до 55%. При этом рубли печатались и на них покупались активы. Какие активы? Да самый распространённый актив на Земле, валюта!

Рис. 4. Во время количественного смягчения в России в 1999-2008 гг. в качестве актива для покупки использовалась валюта.

Источник: ЦБ РФ

Когда Владимир Путин стал премьером в 1999 г. золотовалютные резервы составляли $11 млрд, а к середине 2008 г. – уже $600 млрд.

Что сейчас делать

Вспомним цель – рост ВВП в 1,5 раза. Корреляция между ВВП и реальной денежной массой практически стопроцентная. Поэтому легко посчитать, какой должна стать реальная денежная масса, чтобы рост ВВП в 1,5 раза состоялся (рисунок 5).

Рис. 5. Для роста ВВП в 1,5 раза, необходим рост реальной денежной массы в 10 раз

Источники: ЦБ РФ, Росстат, расчеты С. Блинова

Для этого РДМ в ценах 2014 г. должна вырасти до 290 трлн руб. – нужен рост в 10 раз! На порядок. Ничего удивительного на самом деле здесь нет: именно так – экспоненциально – она росла в 1999-2008 гг. В ценах 2014 г. реальная денежная масса за этот период выросла с 2,8 трлн до 20,4 трлн руб. (рисунок 6). Экономика на такое количественное смягчение отвечала бурным ростом.

Рис. 6. Для выполнения задач, поставленных президентом, реальная денежная масса должна вернуться к темпам роста 1999-2008 гг.

Количественное смягчение является нетрадиционной валютной политикой, которая используется центральными банками для того, чтобы стимулировать экономику в тех случаях, когда стандартная является малоэффективной. Центральный банк осуществляет программу количественного смягчения, выкупая определенное количество долгосрочных финансовых активов из различных коммерческих банков, а также других частных организаций. Таким образом, увеличивается кредитно-денежная основа, понижается спрос на обыкновенные финансовые активы. Процесс этот отличен от обыкновенной покупки и продажи государственных облигаций, позволяет держать рыночные процентные ставки с указанной целевой ценности. Экспансивная валютная политика чаще всего вовлекает в процесс центральные банки, которые приобретают краткосрочные государственные для того, чтобы понизить краткосрочные рыночные процентные ставки. Когда же эти ставки на нуле или становятся близкими к нулю, нормальная валютная политика уже не может их понижать. В этом случае количественное смягчение может использоваться различными финансовыми органами для того, чтобы стимулировать экономику покупательскими активами более зрелого плана по сравнению с краткосрочными государственными облигациями. Таким образом, понижается долгосрочность процентных ставок. Также, можно сказать, что программа количественного смягчения поднимает цены всех купленных финансовых активов. Количественное смягчение может использоваться для того, чтобы обеспечить гарантии того, что не упадет ниже определенной планки. Риски включают в себя политику, которая является в этом случае наиболее эффективной, приводящей к высокой инфляции в будущем. Согласно МВФ, а также другим экономическим источникам, количественное смягчение смогло значительно улучшить положение дел во время кризиса 2007-2008 годов. Программа количественного смягчения первоначально практиковалась Банком Японии (Bank of Japan), помогая бороться с внутренней дефляцией с начала 2000 года. Глядя на успешную реализацию этого проекта Банком Японии Центральный Банк также принял количественное смягчение 19 марта 2001 года. Однако Банк Японии очень много лет склонялся к утверждению, что количественное смягчение не очень эффективно, поэтому использование программы в валютной политике было отклонено. С 1999 года Банк Японии поддерживал близко к нулевому показателю. Поскольку программа развивалась, различные коммерческие банки все, как один, перенимали ее себе на вооружение. Это повлекло за собой излишнюю , банки оставались с большими запасами, нехватка ликвидности в будущем им не грозила. Достигнуто это было тем, что Банк Японии начал скупать все государственные облигации, до которых только мог дотянуться. И именно этот Банк устанавливал процентную ставку в размере нуля. Все это поддержало ход ценных бумаг и акций, а также продлило сроки векселей всех покупательских операций. Таким образом Банк Японии смог увеличить свой баланс коммерческого счета с пяти триллионов до тридцати пяти в своей валюте Это примерно триста миллиардов долларов. Сделано это было всего за четыре года, начиная от 2001. Кроме того, этот Банк приобрел большое количество долгосрочных облигаций Японии, которые собирали по всей стране ежемесячно. Начиная с глобального финансового кризиса в 2007 году, программа количественного смягчения начала использоваться в США, а также в Англии и в Европейских странах. Особенно актуальна она была во время . Количественное смягчение было у многих стран, поэтому процентные ставки во многих ситуациях также были равны нулю. В США процентная ставка обеспечивалась федеральным фондом, а в Англии - официальной учетной ставкой банка. Пик финансового кризиса пришелся на 2008 год и именно в это время в США Федеральная резервная система смогла расширить свой баланс, добавив новые активы и обязательства. В Англии также использовали в этот период количественное смягчение, как дополнительный инструмент для проведения успешной валютной политики, облегчая финансовый кризис. Программы количественного смягчения отличаются от стандартных банковских принципов валютной политики, которая обыкновенно предназначается для межбанковской процентной ставки. В тот момент, когда ставка понижена или стремиться к нулю, когда невыполнение обязательств по кредитам очень высокое, когда есть большой шанс экономического краха, количественное смягчение выступает оптимальным инструментом для урегулирования всех вопросов. Каждый центральный банк может принять на вооружение программу количественного смягчения, покупая предопределенное количество различных облигаций и других активов финансовых учреждений. Это позволяет увеличить финансовую массу, а также уберечь процентную ставку на прежнем уровне. Часто такие программы считают самым последним средством для стимулирования экономики. Количественное смягчение может действовать только в том случае, если центральный банк полностью управляет всей используемой валютой. В Евро зоне центральные банки не могут в одностороннем порядке расширить свою денежную массу, поэтому количественное смягчение в ряде стран не действует даже во время кризиса.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

«Я не знаю ни одного хорошего примера денежно-кредитной политики, когда в условиях высокой инфляции страна бы смягчала денежно-кредитную политику», - сказала Эльвира Набиуллина, глава ЦБ России, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Постараемся помочь Эльвире Сахипзадовне, показав такие примеры прямо из российской истории. Заодно мы разгадаем несколько интересных загадок мировой экономической истории. Например, мы узнаем, почему в Японии уже несколько десятилетий являются «потерянными» для экономики. А еще мы поймем почему экономика Вьетнама во время «шоковой терапии» не падала, как в России или Польше, а росла на 7 процентов в год.

Что такое мягкая денежно-кредитная политика?

Для начала давайте определимся, что же такое мягкая денежная политика. Иногда денежно-кредитная (вар. – денежная, монетарная) политика считается мягкой, если низки ставки рефинансирования, установленные Центральным банком (для России сейчас это т.н. «ключевая» ставка). Но это ошибка. Еще во время Великой депрессии в США (1929-1933) было замечено, что низкие ставки вовсе не означают реальную мягкость денежной политики . Так, несмотря на низкие номинальные процентные ставки, реальная стоимость кредитов была в годы депрессии очень высокой.

Низкие ставки – не единственный способ смягчения денежной политики. У ЦБ, как регулятора банковской системы, есть и другие инструменты, например, снижение нормы обязательного резервирования. Но, как и ставка, норма резервирования лишь дает банкам и другим субъектам экономики возможность, но не может заставить это возможностью воспользоваться. И поэтому часто не срабатывает. В эпоху экономической турбулентности банки сокращают свои займы, даже несмотря на возможности заимствований. Они увеличивают свои резервы значительно выше установленных Центробанком норм, хотя это не является обязательным.

К счастью есть способ смягчения денежной политики, который находится целиком и полностью в руках ЦБ – количественное смягчение. При количественном смягчении «мягкость» денежной политики проявляется не в снижении ставок. Смягчение заключается в том, что наращивается денежная база Центрального банка. Как правило, делается это путем так называемых «операций на открытом рынке». Эти операции бывают двух видов. Если ЦБ покупает (для российского случая за рубли) активы, такие как золото, валюту, ценные бумаги, то количество денег в экономике увеличивается, в этом и заключается смягчение. Если же ЦБ начинает продавать аналогичные активы за рубли, то количество денег в экономике уменьшается и это ведет к более «жесткой» ситуации в денежной сфере.

Опыт операций на открытом рынке, направленный на смягчение денежной политики (удачный, но не продолжительный), был у ФРС США еще во время Великой депрессии .

Термин «количественное смягчение» появился позже , в Японии в 1990-е годы. Экономика Японии находилась в сильнейшей стагнации. Но снижение ставки было невозможно, так как она уже была снижена практически до нуля. И Банк Японии пытался исправить ситуацию путём наращивания денежной базы. Далее мы увидим, что делалось это Банком Японии с излишней осторожностью и поэтому без заметного эффекта.

Но настоящим прорывом в понимании количественного смягчения стало его применение главой ФРС Беном Бернанке во время самой острой фазы финансового кризиса 2008 года и в последующие годы. К сентябрю 2008 года ставка ФРС была снижена практически до нуля. Фактически это означало, что этот инструмент денежной политики выпадает из арсенала ФРС. Но кризис лишь подходил к самой острой фазе – как известно, знаковый крах банка «Lehman Brothers» и последовавшая за ним паника на мировых финансовых рынках, произошли лишь в середине сентября 2008 года.

Именно в этот «горячий» момент, когда использование традиционного инструмента в виде ставки стало невозможным, сыграл спасительную роль «послужной список» Бена Бернанке. Дело в том, что до своего назначения в Совет управляющих ФРС, он был профессором экономики в Принстонском университете. А главными темами исследований Бернанке являлись Великая депрессия и нюансы денежно-кредитной политики.

Бернанке знал, что делать. И действовал он, в отличие от японцев, решительно. Денежная база была практически удвоена (с 0,87 до 1,73 трлн. долларов) в кратчайшие сроки – с 1 августа 2008 года по январь 2009 года. Это и был, по сути, первый «раунд» количественного смягчения. В первой половине 2011 года денежная база была увеличена с 2,0 до 2,7 трлн. долларов (второй раунд количественного смягчения). Во время третьего раунда (январь 2013 – апрель 2014) денежная база возросла с 2,7 до 4,0 трлн. долларов (см. график 1 ).

График 1. До сентября 2008 года в США главным инструментом смягчения денежной политики была ставка, затем смягчение стало количественным – наращивалась денежная база.

Можно представить эти же показатели по-другому (график 2 ), и тогда наращивание денежной базы зрительно начинает восприниматься, как аналог использования отрицательных процентных ставок Федеральным резервом, что полностью соответствует действительности.

График 2. И снижение ставки ФРС и наращивание денежной базы являются инструментом смягчения денежной политики.

Примечание: движение линии денежной базы вниз отражает рост денежной базы (обратный порядок значений по правой шкале).

Из сказанного можно сделать два вывода.

  • Первый вывод: низкие ставки не (всегда) означают, что денежно-кредитная политика является мягкой.
  • Второй вывод: денежная политика может смягчаться, даже если ставки при этом не снижаются.

Критерий мягкости денежной политики – динамика денежной массы

Как было показано выше, низкие ставки отнюдь не означают, что денежно-кредитная политика действительно является мягкой (пример Великой депрессии). И наоборот, неизменность ставок вовсе не означает, что денежное смягчение не может быть произведено другим способом (пример действий Бернанке по наращиванию денежной базы). Тогда возникает справедливый вопрос: а какой показатель позволяет судить о том, является денежная политика мягкой или нет? Какой показатель позволяет главе центрального банка судить о достаточности или недостаточности принимаемых мер?

Критерием, по которому можно судить мягкости или жесткости денежной политики, является динамика денежной массы (не путать с денежной базой). Если денежная масса растёт необходимыми темпами, то это означает, что денежная политика мягкая. Если денежная масса не растет или, хуже того, уменьшается, то это означает, что денежная политика жесткая.

Рассмотрим это на примерах.

Великая депрессия в США (1929-1933)

Как убедительно показал (впоследствии нобелевский лауреат) Милтон Фридман , и его соавтор, Анна Шварц , снижение денежной массы было причиной Великой депрессии и большинства других кризисов в истории США в 1867-1960 годы (М.Фридман, А.Шварц «Монетарная история США, 1867-1960»). Динамика денежной массы, показанная на графике 3 , наглядно говорит о том, что во время Великой депрессии денежно-кредитная политика в реальности была очень жесткой. И это несмотря на низкие номинальные процентные ставки.

График 3. Жесткая денежная политика в США во время Великой депрессии привела к сокращению денежной массы на 38%, что привело к катастрофическим последствиям в экономике.

Источник: ФРС США

Последствия такой жесткой денежной политики известны: падение выпуска почти на треть, рост безработицы до 25%, от голода погибли, по некоторым оценкам, миллионы людей.

Разгадка японских «потерянных десятилетий» (1990-е и 2000-е)

Мы уже упоминали, что именно применительно к Японии возник термин «количественное смягчение» в 1990-х годах. В те годы, несмотря на практически нулевые ставки, в Японии ощущалась дефляция, а это явный признак «жесткости» денежной политики, недостатка денег. Плохими были и результаты роста ВВП (в среднем около 1% в год, в несколько раз ниже среднемировых темпов). 1990-е годы именно поэтому назвали «потерянным десятилетием».

Тогда-то в борьбе с дефляцией и было применено «количественное смягчение». Удалось ли японцам решить проблему? Мы с Вами, Читатель, (в отличие от Банка Японии) уже знаем критерий, – это динамика денежной массы. И судя по этому критерию, Банк Японии более 20-ти лет действовал крайне нерешительно. Ведь даже используя новый для тех времен инструмент «количественное смягчение», делал он это как бы нехотя, обеспечивая лишь символический прирост денежной массы. И 2000-е годы стали называть вторым «потерянным десятилетием». Убежден, что именно эта денежная «жесткость» (или, точнее, недостаточная мягкость) и привела к двум потерянным японским десятилетиям (график 4). И причина – нерешительность Банка Японии.

График 4. Несмотря на низкие ставки и (нерешительные) попытки использовать «количественное смягчение», жесткость (недостаточная мягкость) денежной политики в Японии с 1990-го года видна по чисто символическим темпам роста денежной массы. Результатом стали два «потерянных десятилетия» в японской экономике.

Именно такая умелая политика США позволила им раньше многих других развитых стран вернуться к восстановлению экономического роста. ЕЦБ с марта 2015 года пытается повторить этот удачный опыт.

Особо стоит обратить внимание на то, что гигантское наращивание денежной базы (с 0,87 до 4 трлн. долларов) не привело к инфляции. Более того, на протяжении почти всего периода денежного смягчения ФРС боролась с дефляцией.

Итак, критерием мягкости денежной политики является динамика денежной массы. Обратите внимание, что этот критерий очень хорошо согласуется с известным правилом Милтона Фридмана для денежной политики, согласно которому денежная масса должна расти с постоянной скоростью. Можно сказать, что постоянный прирост денежной массы – это признак даже не «мягкой», а «правильной» денежной политики. А на примере Японии мы увидели, что имеет большое значение не только сам факт прироста, но и его темпы.

Успешные примеры мягкой денежной политики при высокой инфляции

Итак, мы поняли, что низкие ставки вовсе не обязательно означают мягкость денежной политики. На примерах мы увидели, что настоящим критерием мягкости или жесткости является динамика денежной массы.

Первый важный момент: нам нужны примеры денежного смягчения именно при высокой инфляции. Иначе внимательный читатель вполне может спросить: «Какое отношение приведенные выше примеры имеют к словам Эльвиры Набиуллиной, приведенным в самом начале статьи?» Действительно, приведенные примеры (Великая депрессия; Япония 1990-х и 2000-х годов; США с 2008 года) имели место при очень низкой инфляции, порой переходящей в дефляцию.

Второй важный момент: нужны успешные примеры. Ведь Эльвира Набиуллина сказала, что ей неизвестны именно «хорошие» примеры мягкой денежной политики при высокой инфляции. Очевидно, что считать «хорошими» или успешными можно лишь примеры, удовлетворяющие как минимум двум условиям. Во-первых, не должно происходить раскручивание инфляции, тем более скатывание в гиперинфляцию. Инфляция должна снижаться. А во-вторых, должен наблюдаться рост ВВП, как наиболее комплексный показатель успешности проводимой экономической политики.

Третий важный момент: в наших дальнейших примерах важным становится учёт влияния инфляции на реальную покупательную способность денег. Поэтому мы будем учитывать динамику реальной денежной массы, т.е. делать поправку на часть денег, «съедаемую» инфляцией.

Вьетнамский феномен и его разгадка

Денежное смягчение в России необходимо прямо сейчас. Главный критерий для определения жесткости-мягкости денежной политики - это динамика денежной массы. Сейчас в России происходит уже не просто замедление темпов роста денежной массы (как в приведенном выше примере Японии). Замедление темпов сменилось сокращением с июня 2014 года (график 6).

График 6. Денежная масса в России сокращается с июня 2014 года. Именно это и привело к текущему кризису в российской экономике.

Это сокращение денежной массы, как и следовало ожидать, привело к падению ВВП, инвестиций в основной капитал, начинает нарастать вал неплатежей, проявляются другие отрицательные последствия «денежного голода».

Можно обратить внимание на одну особенность. В России до 2011-2012 годов ситуация как правило была черно-белой: либо экономика в кризисе, либо в экономике бум (красные и зеленые области соответственно). Промежуточную область (в которой Япония застряла на долгие десятилетия, см. график 5), Россия проходила очень быстро. Однако с конца 2011 года из-за денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, темпы денежной массы замедлились. И Россия на несколько лет застряла в зоне «потерянных» лет (по аналогии с японскими «потерянными» десятилетиями).

Замедление темпов роста ВВП (до 1,3% в 2013-м и до 0,6% в 2014 году) вызвало справедливую обеспокоенность первых лиц государства. Для оправдания такого положения в стране, некоторые практикующие экономисты стали продвигать концепцию «новой нормальности». Основная идея концепции «новой нормальности» состоит в том, что низкие темпы экономического роста и высокая безработица – это новая норма для экономики, и продолжаться такая ситуация может неопределенно долго. Сначала о ней в июле 2012 года заявил Алексей Улюкаев , на тот момент первый зампред ЦБ, отвечающий за денежно-кредитную политику (см., например, публикацию 2012 года «Алексей Улюкаев: «Это не кризис, это новая нормальность » в «Известиях»). В марте 2013 года эстафету от Улюкаева по доказыванию «нормальности» низких темпов роста, приняла Ксения Юдаева (см. «New Normal для России »). Через считанные месяцы она заняла ту же позицию в ЦБ, которую занимал Улюкаев.

Злая ирония заключается в том, что оправдание «новой нормальности» исходило от людей, в чьих руках был ключ от экономического роста. От этих людей зависело, будет в России рост, кризис или стагнация. И вместо того, чтобы обеспечить необходимую для роста экономики динамику денежной массы (для этого даже сейчас достаточно считанных месяцев), они находили оправдания и морально готовили общественность к развитию России по японскому сценарию потерянных десятилетий.

Заключение

Ситуация в текущем 2015 году очень напоминает ту, которая сложилась к 1999 году. И в том, и в другом году мы видим всплеск инфляции, обусловленный прежде всего резкой девальвацией рубля. Существенное отличие лишь в политике ЦБ. Мягкая денежная политика в 1999 году привела к росту ВВП. Жесткая денежная политика ЦБ в 2014-2015 годах ведет к падению экономики.

Повторюсь, за считанные месяцы Россия может повернуться от кризиса к росту. Способов это сделать у Центрального банка России много. Часть из них, например, приведена в статье «Текущий кризис, его причины и необходимые меры » и в некоторых автора. Как уже было сказано выше, это любые покупки Центробанком активов (золота, валюты, ценных бумаг) за рубли.

Главное сейчас для руководства Центрального банка – осознать свою ответственность перед Россией и всю мощь инструментов, находящихся в распоряжении ЦБ. И, опираясь на знание экономической истории России, приступить к решительным действиям.

«(в 1932 году) Депрессия уже была достаточно глубокой, и Конгресс США начал оказывать значительное давление на Федеральную резервную систему, чтобы та облегчила кредитно-денежную политику. Правление ФРС не имело особого желания поддаваться этому давлению, но под его воздействием все же были проведены операции на открытом рынке (покупка активов за доллары) в период с апреля по июнь 1932 года, нацеленные на увеличение денежной массы в стране и на смягчение, таким образом, денежной политики . Результат был ошеломляющим. Оптовые цены начали расти (это признак оживления) в июле, производство начало расти в августе. Личные доходы продолжали падать, но в гораздо меньшей степени. Занятость в промышленности, объемы перевозок по железным дорогам, и многие другие показатели экономической активности также говорили о начинающемся восстановлении» (см. С.Блинов «

В нашем мире кризисы происходят повсеместно. Один из самых значительных - это экономический. Когда он происходит в небольшой стране, то он малозаметен. Но экономический кризис в США, ЕС или Китае может отразиться на всей планете. И это неудивительно - ведь каждой этой экономике принадлежит 3/5 всего валового внутреннего продукта планеты. Но если есть негативные тенденции, то с ними нужно как-то бороться. В США для этого используется количественное смягчение. ФРС является ответственным за объявление и проведение этого подхода. Давайте же узнаем, что включает в себя эта программа, как реализовывается и каковы возможны последствия.

Что собой являет программа количественного смягчения?

Что собой являет программа количественного смягчения и какие предпосылки современно положению дел были?

ФРС США придумало хорошее название. Но что за ним скрывается? Откуда брались деньги на выкуп облигаций? Можно задать ещё много вопросов, на которые нужно ответить. На самом деле процесс, который называют количественным смягчением, широкой публике известен как А вот это уже многими экспертами рассматривается как грубое злоупотребление наделёнными полномочиями. Так, когда переполняются каналы обращения значительным количеством денежной массы, то это приводит к инфляционному росту цен. Происходит нарушение уничтожаются стимулы для повышения производительности труда. Ну и в качестве дополнения можно говорить об усиливающейся социально-имущественной можно прочитать в любом учебнике по экономике. Студенты, которые изучают хозяйственные аспекты общественной жизни, должны заучивать это как таблицу умножения. Причем особенностью является то, что данная программа находится под контролем со стороны государства.

Так, в большинстве стран мира именно правительство решает, когда включать станок и увеличивать денежную массу, которая находится в обращении. В США же в декабре 1913 года (то есть свыше 100 лет назад) контроль над станком был передан крупнейшим частным банкирам. Их объединение и называется федеральной резервной системой. Считалось, что частники лучше смогут с ним справляться. И сейчас программа количественного смягчения в США управляется именно ими, при этом с правительством проводятся только консультации. Первоначально банкиры не злоупотребляли полученными возможностями. Но в годы большой депрессии был принят закон о принудительной конфискации ценных металлов, поскольку все деньги должны были быть обеспечены. Но благодаря ликвидации золотого тормоза вместе с Бреттон-Вудской системой в 70-х годах прошлого века ситуация стала плачевной.

Современное положение дел

С тех пор количество денег (хотя и не такими быстрыми темпами, как в рассматриваемых программах) увеличивалось. Вспомните, что писалось ранее. Одной из целей второй программы было сделать экономику таковой, чтобы она была нечувствительная к увеличению денежной массы. И это вполне получилось. Количественное смягчение в США имеет свои результаты, ведь, несмотря на значительное увеличение денежной массы, сильно ощутимого результата для всей страны не последовало. При этом необходимо учитывать, что экономическими науками рекомендуется в первую очередь использовать инструмент процентной ставки, чтобы делать деньги дешевыми или дорогими. Но из-за значительной монетарной массы она держится на уровне 0-0,25 %. Таким образом, денег - море, но они не работают над тем, чтобы развивать производство и удовлетворять потребность людей в чем-то. То есть инструмент процентной ставки уже не выполняет свою задачу. Эффективность денежного рынка падает, и формируется административно-командный подход относительно производства и распределения банкнот. В данном случае всё это возможно из-за того, что проводится политика «количественного смягчения».

Результаты вмешательств

О получении длительного положительного эффекта говорить не приходится. Политика количественного смягчения предоставляет результат на срок в 3-6 месяцев. Особенное внимание акцентируют на положительных краткосрочных эффектах. Так, в качестве таковых упоминают увеличение платежеспособности населения, ослабление валюты (что повлечёт преимущества для экспортеров и обесценивание долгов) и ряд других преимуществ. Но при этом необходимо учитывать, что политика количественного смягчения США будет иметь только кратковременные макроэкономические эффекты. К тому же это сопровождается урезанием бюджетных расходов и повышением уровня налогов (например, кончился срок действия налоговых льгот, введённых в 2008 году во время кризиса, и они не были продлены). Также, когда ведутся разговоры про количественное смягчение и упоминается, что это выигрышная политика, необходимо помнить, что в реалиях современного мира есть и проигравшие. Поэтому другие страны принимают определённые решения для того, чтобы оживление в США не происходило за их счет. А в этом случае количественное смягчение теряет свою эффективность.

Таким образом, говорить о том, что всё позитивно и валюта движется к светлому будущему, не приходится. К тому же использовать этот инструментарий возможно до тех пор, пока есть желающие покупать деньги. А что будет, если они закончатся? Не будет больше никого, кто сможет или захочет их приобрести? В таком случае можно будет говорить как минимум о значительной инфляции - о кризисе, которого ещё не видел наш мир.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: