Рисовать волосы маслом. Как нарисовать волосы реалистично: основы. Пример такой фотографии

Этот урок о том, как рисовать волосы, не вырисовывая волоски.

Инструменты, которые я использовала для этого, – Corel Painter и Wacom Intuos. Все окрашено Влажной кистью Acrylics (restart set – 100), смешивание (blending) – Grainy Water и Just Add Water.

Надо заметить, этот урок – больше о логике и последовательности рисования волос. И неважно, какими инструментами вы пользуетесь обычно. Я надеюсь, что вам это пригодится независимо от того, что вы используете.

Основа с теплым освещением. Быстрый набросок.

Прямые волосы – «Хиппи».

Шаг 1 – общая форма. Выберите средний тон и основную форму прически. Рассчитайте объем волос на макушке и по всей длине в целом.

Шаг 2 – основная штриховка. Выберите цвет, который более темен и более прохладен чем средний тон (сделайте тёплый свет, и фон – прохладный синий … сиреневый … ну, что-то такое). Заштрихуйте почти всю поверхность волос, оставляя некоторые места.

Шаг 3 – все еще штриховка. Выберите основной цвет, который свтлее и более тепл чем средний тон и немного почистите темные участки. Я использую немного меньшую кисть на этом этапе. Определите участки, где будут блики.

Шаг 4 – все еще штриховка.>> Более светлый и более теплый оттенок, в отличие от основного цвета (апельсин), и более темный и более прохладный для теней (багряный). Разнообразие оттенков столь же важно,как и насыщенность, иначе волосы будут выглядеть плоско и возможно, даже грязно.

Шаг 5 – .. да, у вас это получилось. еще больше оттенков, на сей раз добавлены некоторые прядки для лохматости и ещё они немного удлинены. Также добавленны некоторые волосы в задней части.

Шаг 6 – еще некоторые поправки. Добавлено лицо, и тени от волос на коже. Также добавлен некоторый светло-голубой тон, там, где волосы самые темные – рефлексы от окружающего освещения.

Кудрявые волосы – «Кудряшка».

Шаг 1 – основнаяэ форма. Много кудряшек большой круглой кистью.

Шаг 2 – штриховка. Определение теней такой же кистью, как прежде. Я следую за линиями локонов, определенных в предыдущем Шаге плюс несколько добавочных штрихов.

Шаг 3 – основные моменты. Выберите красноватый оттенок, он выглядит неаккуратно сейчас, но потом будет красиво.) Вообще немного яркости выглядит неплохо в волосах, заставляя их выглядеть более пышными и ухоженными. Я использую меньшую кисть теперь и вырисовываю завитки.

Шаг 4 – больше штриховки. Теперь с ярким апельсиновым цветом. Краснота, используемая в предыдущем Шаге – теперь только нечто среднее между апельсином и коричневым цветом.

Шаг 5 – еще некоторая штриховка. Добавление более темно-фиолетового к теням и еще более светлого апельсинового. Заметьте, что даже теперь я все еще рассматриваю волосы в целом, производя отдельные завитки здесь и там. Никакие попытки определять каждых из них не сделаны.

Шаг 6 – обработка. Добавление торчащих волосков, чтобы сделать прическу более естественной и менее восковой. Плюс некоторые волосы в задней части, плюс симпатичное небольшое лицо. Следующая!


плетеные волосы «Косички».

Шаг 1 – основная форма. Здесть вы видите, что волосы нарисованы фиолетовым цветом..Не обязательно делать основную форму прически одним из основных цветов. Это даже хорошо, если она будет сделана цветом, отличным от основного цвета волос. Это придаст им большую естественность.

Шаг 2 – снова штриховка. Выбран более холодный и более темный цвет для теней. главным образом я не трогаю косички, заштриховывая только те, на которые совсем не падает Свет-поэтому, я не буду их очень детализировать.

Шаг 3 – основные моменты. Выбран цвет, который подходит и к волосам, и к тону кожи. Снова это немного более теплый, чем волосы,тон,вызываемый условиями освещения- этот принцип я использую везде. Добавлены блики к косичкам.

Шаг 4 – детали и основные моменты. Детализация косичек немного вишневого цвета от предыдущего Шага. Добавленные сильные апельсиновые оттенки к основным бликам.

Шаг 5 – еще некоторая штриховка. Заключительная штриховка на косичках с изящным апельсиновым от Шага 4. Добавлен немного более легкий апельсиновый к некоторым бликам в волосах. Не очень сильно, поскольку цвет волос должен оставаться тёмным.

Шаг 6 – обработка. Много свободных прядей здесь и там, больше обработки на концах косичек, больше бликов ещё более светлого апельсинового оттенка и лицо.Готово!

Написать Портрет Собственными Руками

получив при этом мощный энергетический подъем,

почувствовав радость процесса и

гордость за результат!

И помогу Вам в этом я - художник-портретист Татьяна Артыкова

  • С чего начинать работу в масляной живописи?
  • Какие краски, кисти и т.д. использовать?
  • Как строить композицию?
  • Как правильно перенести изображение?
  • Как смешивать цвета?
  • Этапы создания и завершения портрета;

Получите ответы в видео-курсе:

"Пишем Портрет Маслом"

Что необходимо, чтобы ожидания оправдались и результаты радовали?

      • "Учебник" по портрету - как источник вдохновения;
      • "Образ"для портрета - как объект вдохновения;
      • "Процесс" над портретом - состояние вдохновения

Учиться следует у мастеров Учебником нам послужит картина художника-портретиста, которую мы будем "читать" и открывать секреты мастерства. Признанным мастером портретного жанра является французская художница VIII-XIX вв. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. В ней сила мастера-художника гармонично сочетается с богатым внутренним миром, душевной красотой! Успешная художница, красивая женщина, светлый души человек, создала более 600 портретов. Каждая её работа наполнена светом, любовью, но, при этом сохранена реалистичность, пропущенная сквозь призму светлого видения самой художницы. На ее портреты хочется любоваться, как любуешься красотами Природы. Можно мастерски написать портрет, но отразить душевную красоту, способен не просто хороший художник, а тонко чувствующий человек.

Этим редким сочетанием в полной мере обладала Мари Луиза Виже-Лебрен. У которой мы будем учиться не только мастерству художника, но и, развивая навыки, учиться видеть все лучшее, что есть в человеке, наполняя свои образы светом, энергией, красотой.

Образ вечной юности у Вас дома!

Очень важен при обучении и создании портрета - образ, который будет вдохновлять Вас на творчество, будить в Вас желание писать. Из огромного количества портретов (более 600), я выбрала образ богини Гебы - символ вечной юности, олицетворение расцвета человеческой жизни. Думаю, образ Вечн ой Юности многие захотели бы иметь у себя дома,чтобы она(юность), как можно дольше присутст вовала в жизни каждого человека. Юность, Красота, Чистота, Здоровье - наполняют эту картину. Пусть этим же наполнится и Ваш дом! Кроме того, в данной картине очень четко прослеживаются те моменты, на которые следует остановить свое внимание начина ющему художнику-портретисту. Это передача нежности, отсутствие четких контурных линий и т.д. Изучение многих таких нюансов будет очень полезно в открытии секретов художника. Конечно, для новичка этот портрет будет слишком сложным. Поэтому упростим задачу. Мы будем писать не всю работу, а лишь фрагмент, т.е. только портрет!

Без знаний изобразительной грамоты будет сложно справиться с поставленными задачами. Понадобится "переводчик", который поможет облегчить процесс, сделать его максимально интересным, эффективным и быстрым.

В качестве "переводчика" выступаю я - Татьяна Артыкова, художник-портретист, педагог.

На протяжении 20 лет я занимаюсь портретной деятельностью. И, параллельно, на живых Мастер Классах делюсь своими знаниями с теми, кто намерен освоить искусство портрета максимально эффективно и быстро.И теперь мой опыт в видео-формате.

Пишем Портрет Маслом

Этапы Создания "Живого" Портрета

Пособие для "начинающих" и "продвинутых"

Для кого этот курс?

  • для тех, кто намерен в ближайшее время создавать свои портреты;
  • в ком горит творческий огонек и есть желание разжечь его "круче";
  • кому нужны четкие рекомендации, чтобы процесс обучения был максимально быстрым, эффективным, интересным!


Напишите свой портрет и Вы, используя простые рекомендации!

  • "Учебником" является прекрасная картина. Изучаем секреты портретной живописи на примере картины известного мастера портрета;
  • "Объектом" изучения является красивая девушка- богиня Геба, символ вечной юности; которая вдохновляет на создание прекрасного образа;
  • По-этапность выполнения делает курс максимально понятным, доступным даже абсолютным новичкам;
  • Шаг за шагом, портрет набирает силу, доставляя Радость творческого процесса;
  • Легко решается проблема создания максимально точного рисунка изображаемого человека;
  • Показана простая методика подбора нужных цветов и оттенков;
  • Раскрыты основные секреты, позволяющие создать "живой" портрет ;
  • В дополнительном разделе курса Вы увидите, как выполняют задание ученики. Это важно для сравнительного анализа.
3 основных этапа создания Портрета

Этап 1. "Подмалевок"

Этап 2. "Основной.Пишем портрет"

Этап 3. "Завершение. Лессировка"

Разберем подробнее, что внутри курса...

Диск 1

Этап 1. Начало работы. Подмалевок;

Вы узнаете:

  • Необходимый минимум красок и кистей;
  • Как перенести изображение на холст максимально точно;
  • Как подготовить холст, чтобы работа шла комфортно и легко;
  • Как без страха приступить к работе кистью и красками;
  • Простейшие шаги, неизбежно ведущие к нужному результату

Работа над деталями

  • Как не потерять рисунок;
  • Работа двумя кистями одновременно;
  • Как подобрать цвет глаз, губ, носа;
  • Как "вытащить" овал лица и каким тоном его показать;
  • Как подобрать тон, цвет волос

Подмалевок готов!

    • Зачем нужен подмалевок;
    • Как найти отношения овала, волос и фона;
    • Как взаимодействуют голова и фон на портрете;

Этап 2. Основной. Пишем портрет

        • Проработка деталей: передаем объем глаз, носа, овала;
        • Пишем овал, соблюдая тоновые соотношения;
        • Как правильно ввести белила;
        • Основные приемы передачи фактуры прозрачных тканей, одежды


Диск 2

Этап 3. Лессировка.

"Вдыхаем" жизнь в портрет!

  • Зачем нужна лессировка;
  • Основные приемы лессировки
  • Создание вуали загадочности;
  • Как передать нежность, прозрачность кожи;
  • Основные акценты и обобщения;

Как позаботиться о картине, чтобы она всегда смотрелась хорошо

  • Если со временем появится желание "продолжить работу над картиной", что следует сделать, чтобы работа не "пожухла" после нанесения на неё нового слоя краски;
  • Когда можно покрыть картину лаком?
  • Как подобрать рамку?

"Сложно, но очень интересно!"... Наталья

"Абсолютно все понятно... " Илья

"Хочу сказать... Настолько подробно, поэтапно, интересно!" Любовь

" Я собой горда! Это мой только 3-й портрет..." Вера

"Пишем Портрет Маслом"

Этапы создания "Живого" Портрета


  • Диск 1: Этап 1 "Подмалевок" + Этап 2 "Основной"
  • Диск 2: Этап 3 "Лессировка"

  • Создадите свой образ юности и красоты, наполненный Вашей энергией!
  • Почувствуете радость самого процесса, влюбленность в образ, который создаете;
  • Освоите основные навыки создания портрета, последовательность шагов;
  • Научитесь правильно смешивать цвета, подбирать нужные оттенки;
  • Узнаете массу секретов, которые облегчают процесс, делают его интересным, захватывающим, результативным;
  • Полученные знания и опыт послужат при создании следующих портретов;
  • Научитесь видеть в человеке тончайшие нюансы, которые может увидеть только художник;

Вот результаты тех, кто уже прошел обучение по моим предыдущим курсам и мастер классам:

Ирина из Кузбасса "Очень довольна своими работами!"

Пономаренко Роман "То, что получилось, даже и не ожидал!..."

Наталия Соболева, Петербург

"Написание портрета для меня было что-то непостижимое..."

Нина, Москва

"Портретами никогда раньше не занималась...

Для меня это очень хороший результат!"

Пройдя обучение, Вы сможете создавать портреты:

родных, любимых, близких, друзей!

У Вас всегда будет лучший подарок "Портрет",

созданный Вашими руками и душой!

Ваш подарок будут помнить, любоваться им долгие годы!

Валентина.... "Я в восторге!...Я довольна преподаванием, я довольна собой!"

Полина... "Абсолютно всё понятно!...

каждый шажочек подстрахован предыдущим шагом"

Наши первые работы... Кисть взяли в руки 2-3 месяца назад.

Т еперь будем рисовать всех своих близких""

"Думала, не получится... Вот, получилось!"

И это еще не все!

Бонус 1. Рисуем портрет сухой кистью с натуры (цифровая версия);

  • с чего начинать рисовать "сухой кистью";
  • как правильно находить пропорции;
  • поиск тоновых отношений для передачи объема и т.д.

Бонус 2. Как написать портрет

без предварительного карандашного рисунка

и что это даёт (цифровая версия)

  • Как работа большими плоскостями помогает находить пропорции;
  • Как подобрать цвет кожи;
  • Как показать объем;
  • когда стоит вводить "белила"?
  • на чем делать акцент, чтобы портрет "зазвучал" и т.д.

Доставка дисков производится наложенным платежом (или курьером)

Без предоплаты: для России, Украины и Казахстана.

Для оформления заказа, заполните форму, выбрав удобный для Вас способ доставки и оплаты

Если же Вы проживаете за пределами указанной территории, видео-курс Вы можете получить только по предоплате. После подтверждения факта оплаты, курс будет отправлен Вам почтой первого класса(или цифровая версия по ссылке)

Для этого:

  • 1. Нажмите на кнопку "Заказать"выбранного варианта;
  • 2. Определитесь со способом оплаты;
  • 3. Введите свои данные в форму заказа;
  • 4. Сообщите в службу поддержки об оплате: [email protected], приложив скан чека оплаты;
  • 5. После подтверждения факта оплаты, Ваш заказ будет сформирован и отправлен почтой 1 класса; Если ни один из способов оплаты Вам не подходит, сообщите на почту [email protected], мы подберем для Вас то, что удобно Вам.

Видео- курс

Пишем портрет маслом

Этапы создания "живого" портрета

Часто задаваемые вопросы:

Курс защищен. Активация и какие есть ограничения по запуску? Обучающий курс «Пишем портрет маслом» имеет защиту. Для его запуска потребуется ключ активации, который находится на крышке коробки внутри диска. Для активации нужен доступ к Интернету. Активацию нужно сделать только при первом запуске, при всех последующих запусках ключ у вас спрашивать не будут, и доступ к Интернету не обязателен. C одним ключом вы можете запустить курс на четырёх разных компьютерах. Обратите внимание, что видео-уроки можно запустить только в Windows (виртуальная машина, Mac OS и Linux не подойдут). Если у вас компьютер от Apple (iMac, Macbook, Mac mini и т.д.), и у вас там стоит Windows через систему BootCamp как вторая ОС, то вы сможете запустить курс в ней и работать с ним без проблем. А можно оформить заказ сегодня, а оплатить завтра или через пару дней? Да, это возможно. Начинайте оформлять заказ как обычно, но на этапе оплаты вы можете просто закрыть страницу. Таким образом вы зафиксируете заказ по сегодняшней цене. Вам придет письмо с номером вашего заказа. А когда у вас появится возможность оплатить заказ, свяжитесь со службой поддержки [email protected] , прикрепив к письму файл с чеком по оплате курса. Ваш заказ будет подтвержден и отправлен Вам курьером, или почтой. Я не из России, могу ли я купить ваш курс? Да, но только по предоплате одним из предложенных способов. По доставке вы можете выбрать отправку диска почтой либо выбрать электронную версию и скачать ее сразу после оплаты. Если вы с Украины, то для вас так же, как и для россиян, доступен наложенный платеж (оплата при получении). Безопасно ли оплачивать курс кредитной картой? Да, это абсолютно безопасно. У нас заключены договора с проверенными и надежными платежными системами, такими как ROBOKASSA , через которую и идет прием ваших платежей. Как долго ждать посылку по почте? В зависимости от вашей удаленности от Москвы, посылка почтой будет идти от 5 до 15 дней (по России). За границу посылка идет несколько дольше. Куда можно подъехать в Москве, я хочу забрать курс самовывозом? ВЫ можете позвонить по телефонам:

Рисование волос – проблема для вас? Этот процесс может стать кошмаром для новичков в рисовании. Из-за невероятного количества нюансов и деталей многие теряют терпение и воспроизводят лишь грязные каракули.

Но кошмаром рисование волос является лишь для немногих. Если изменить подход, ваши страхи останутся позади. В этом уроке я покажу, как нарисовать естественные волосы за 4 простых шага.

Инструменты, которые я использовала в этом уроке:

— карандаши (Derwent);
— механические карандаши с 0.5мм твердо-мягкими (НВ) и мягкими (4В) стержнями (Pentel);
— ластик-клячка.

План урока:

— 4 шага при рисовании волос;
— детальное рассмотрение небольших участков волос;
— как нарисовать вьющиеся волосы (мини-урок);
— как нарисовать короткие волосы (мини-урок).

Шаги, описанные ниже, помогут вам научиться рисовать все типы стрижек и причесок : длинные, короткие, прямые и вьющиеся. Не теряя времени, давайте сразу перейдем к уроку! Прежде чем вы начнете рисовать, вам нужно понять 4 вещи:

Объем, направление, сочетание света и тени и текстура.


  1. Объем

Знание величины объема поможет вам сделать набросок черепа, прежде чем вы начнете рисовать волосы. Если вы сначала нарисуете волосы без объемной формы черепа, волосы могут потерять часть объема, или же вы просто можете обрезать часть черепа. Волосы прилегают к голове, но не выглядят приклеенными к ней. Для большинства людей с длинными волосами расстояние между головой и высотой волос составляет около 2 см и, как минимум, по 2 см с каждой стороны.

  1. Направление

Чтобы волосы приобрели направленность, вам необходимо знать их структуру. Длинные волосы в спокойном состоянии направлены вниз, прилегают к голове и оборачиваются вокруг плеч. Они чем-то напоминают жидкость. Когда вы начнете делать набросок волос, прокладывайте простые и свободные штрихи.

  1. Сочетание света и тени (тени, полутона и света)

Волосы в своем большинстве находятся в тени, поэтому, прежде чем начнете изображать их, определите источник света и его влияние на тоновое соотношение волос.

Если вы работаете с фотографией, где свет не слишком яркий, попробуйте повысить контраст фотографии через фоторедактор (например, GIMP), чтобы вам было проще выделить три типа тонов.

Пример такой фотографии:

Когда вы закончите с повышением контраста, начните рисовать ограничивающие линии между накладывающимися друг на друга локонами. Определите, на какие из них будет падать свет и затем выделите эти области, воспользовавшись техникой линейного затемнения других прядей. Прокладывайте тени параллельно освещенным участкам. Если для вас сложно следовать деталям, этот шаг поможет вам проследить за общим освещением, и вы можете уверенно прорисовывать отдельные волоски в дальнейшем.


  1. Текстура

В среднем на голове человека растет 150 тыс. волосков. Одна лишь мысль об этом пугает. Во-первых, вам не нужно тщательно прорисовывать волосяной покров. На самом деле, с этим шагом можно справиться настолько быстро, что он может даже стать вашим любимым. Важнейшим моментом здесь является уверенное нанесение штрихов и соблюдение постоянности в их направлении.

Совет: вы можете добиться плавности и продолжительности длинных линий, если будете руководить карандашом с опорой на локте и плече, не опираясь на пальцы и запястье.

Работайте над одной частью волос по порядку, соблюдая направление волос. В темных участках можно не бояться давить сильнее на карандаш (для таких участков я использую мягкие карандаши – 6В или 8В). Чтобы выделить света, поверните ластик ровной стороной наружу и аккуратно стирайте нарисованное в нужном направлении. Ластик может сразу стать грязным после первого же подхода, поэтому рекомендуется чистить его после каждого движения вниз.

Можете добавить больше деталей или убрать что-то в зависимости от того, насколько реалистичным вы хотите сделать рисунок.

Давайте рассмотрим поближе процесс рисования небольших участков волос:

Когда вы работаете над первым слоем штрихов, я рекомендую использовать разные по толщине стержни карандашей. Я беру тупые, заточенные и механические карандаши. Когда вы прокладываете каждый из штрихов, не забывайте оставить место, куда падает свет, незаштрихованным. Направляйте штрихи к блику, чтобы они постепенно затухали в центре локона.

Добавляем второй слой штрихов. На данном этапе я обычно выбираю 0.5 мм карандаш от НВ до 4В для прорисовки четких линий и затупившийся карандаш 6В для заполнения просветов, чтобы они не выглядели слишком частыми.

Продолжайте в том же духе, пока результат не станет вас устраивать. Если вы хотите сделать блики зеркально яркими или же показать преобладание света на рисунке, постарайтесь не закрашивать блики совсем. Если необходимо, используйте ластик.

Что касается кончиков, выполняйте штрихи по направлению изнутри, чтобы волосы с постепенным сужением не выглядели обрубленными.

Полезные техники

Рисование волос – это не случайное скучное расположение линий в определенной последовательности. Попробуйте эти четыре техники для оживления своего рисунка:



Если вам сложно рисовать волосы длинными линиями, потому что ваши штрихи слишком короткие или обрубленные, попробуйте взяться за карандаш подальше от кончика. Так у вас будет больше свободы в движении и рисовании длинных ровных штрихов.

Готовы попрактиковаться? Давайте воплотим эти шаги и техники в двух мини-заданиях ниже! Я использовала карандаши 4В, 6В и 8В.

Как нарисовать вьющиеся локоны

Рисование вьющихся волос – довольно забавное и полезное задание для выработки уверенности на этапе создания текстуры.


  1. При рисовании кудрей отталкивайтесь от формы цилиндра. Это поможет вам изобразить естественные объемные локоны.
  2. Иногда помогают ассоциации. Сравните вьющийся локон с лентой. У них много колец, которые становятся шире ближе к верху. Рисуйте в основном дугами и избегайте прямых линий, чтобы не нарушать естественность и направленность. (4В)
  3. Обратите внимание на освещенные участки волос и их последовательность. Например, свет расположен по центру. Вы можете заметить, что те волосы, которые находятся спереди, ярче, чем волосы сзади. (6В)
  4. Для создания текстуры рисуйте быстрыми штрихами. Забудьте о неестественных линиях, добавляя в нужных местах выбившиеся и накладывающиеся друг на друга пряди. Подойдите к делу с творческой стороны и находите в исходнике или зеркале источник вдохновения. (4В, 8В)

Как нарисовать короткие волосы

Процесс рисования коротких волос ничем не отличается от рисования длинных, за исключением того, что вам не нужно захватывать большой участок бумаги, так как пряди здесь короче.


  1. Выстройте форму головы и поместите ухо в предназначенное для него место. (4В)
  2. Нарисуйте свободный контур расположения волос штрихами, которые сразу будут указывать направление волос. (4В)
  3. Затемните участки с тенями, не забывая о том, что это необходимо для обзора всей картины. (6В)
  4. Добавьте текстуру, работая над каждым участком за раз. Разделение волос на группы и последовательное текстурирование – полезная техника. Если волосы тонкие, рисуйте пряди в форме буквы V, чтобы показать истончение волос на кончиках. Помните также о том, что густые волосы обычно не имеют такой формы на кончиках. Они будто существуют сами по себе. (4В, 6В, 8В)

Перевод статьи с сайта rapidfireart.com.

Главная ошибка новичков - это вырисовывание каждой волосинки в попытке «обшерстить» всю голову несчастного портретируемого. Вид получается очень далеким от реальности. Не стоит также «закрашивать» всю шевелюру длинными штрихами, повторяющими изгибы прически. Ниже приведены примеры неверного подхода к рисованию волос.

Для начала прическу следует построить - да, как и череп. Новичок может возмутиться: как же так, в волосах разве есть жесткий каркас? Как же их строить? Каркаса в прическе, конечно, обычно нет (хотя всякое случается), но у нее определенно есть объем и форма, а любой объект, имеющий объем и форму, можно построить.

Выберите модель с максимально простой прической, забыв про сложные укладки. Стройте ее, как небольшое здание: прищурьтесь и определите, из каких простых форм состоит масса волос модели - кубов, шаров, параллелепипедов - и «наденьте» эти формы на заранее построенную голову. Проще всего на начальном этапе работать с ученическими копиями голов античных статуй: их прически уже упрощены так, что все формы и плоскости видны невооруженным взглядом. Всегда помните, что прическа имеет объем, даже если волосы почти «прилизаны» к голове. Не соблюдая это в рисунке, вы, как говорят преподаватели в вузах, лишите вашу модель «мозгов».

Не ленитесь строить хотя бы на начальных этапах, не переходите к соблазнительной прорисовке волосков слишком поспешно: помните, что даже если вы вовсе не проработаете детали прически, но достаточно грамотно «посадите» копну волос на голову модели, ваш рисунок будет все равно смотреться выигрышнее, чем если вы лишь скопируете контур и старательно заполните его множеством замысловатых завитков. Только так вы научитесь видеть объемы и вычленять главное. Это зачтется вам в будущем, и, развив мастерство, вы уже многое сможете делать «на глаз», не снося модели полголовы лихим замахом карандаша.

Закончив построения, разбейте вашу прическу на общие свет и тень - да, точно так же. как и голову. Опять же, не отвлекайтесь на яркие блики, обозначьте лишь основные тени, света и нейтральные тона. Используйте спасительное прищуривание! И не слишком давите на карандаш, штрихуйте легко - ведь это все еще не завершающий этап.

Начиная прорабатывать рисунок, опять не кидайтесь к рисованию «волосинок». Рисуйте пряди, и придавайте каждой из них завершенную форму с четко читающимся контуром. Вам нужно разбить крупную форму на более мелкие, при этом стараясь избежать раздробленности. Чтобы этого добиться, не штрихуйте слишком активно, намечайте общий контур и легко набрасывайте светотень - теперь уже на каждой отдельной пряди. Видите, как углубляется объем и прическа становится детальнее и реалистичнее?

И, наконец...

Лишь на завершающем этапе можно перейти к совсем мелким деталям - таким, как отдельные волоски. Хотя вам уже, наверно, жаль портить получившуюся красоту. В общем-то, вырисовывать каждую детальку прически уже и не понадобится, но можно придать ей «лоска». Наберите тон по всей прическе, усильте контраст. Теперь уже можно штриховать по росту волос, но не по всей прическе сразу, а по каждой нарисованной прядке. Нарисуйте выбившиеся волоски, подробнее проработайте локоны на переднем плане, а волосы на заднем немного «уведите» ластиком. Усильте тени перекрестным штрихом, а блики - вытерев их резинкой.

Волосы (Джулия Диллон)

В зависимости от стиля, аниме-волосы могут быть очень комплексными и сложными. Как всегда, если вы разобьете их на базовые компоненты, процесс рисования станет немного легче…
Как и реальные волосы, анимешные сложены из множества прядей. Вместо того, чтобы прорисовывать отдельные прядки, лучше набрасывать отдельные их группы и пучки, как показано здесь. Здесь вы видите несколько самых простых форм разных стилей волос. Обратите внимание, что в большинстве из них контур более извилист снизу. Это особенно касается крайнего левого примера; нижняя граница более извилиста, чем верхняя, что придает ему больше глубины и истинно анимешный вид. Иногда этим сильно злоупотребляют, и это очень заметно, но в большинстве видов волос в манге именно эта их форма чаще всего используется


Теперь, когда вы знаете, как рисовать отдельные пряди и их объединения, вы можете начать собирать их в формы, которые больше походят на фирменные аниме-волосы. Посмотрите на эти примеры (кроме левого нижнего; я не уверена, зачем я его тут оставила), и обратите внимание, как в них использованы пряди, рассмотренные выше. Одни и те же основные формы часто присутствуют во множестве разных стилей волос. Рисование одной линий извилистей другой в каждой отдельной пряди помогает наполнить их объемом.

Еще одна вещь, которую вам надо помнить, это то, что вы можете сделать волосы настолько детализированными, насколько захотите; просто добавляйте дополнительные пряди.


Теперь мы подошли к более сложным видам прически. Заметьте, как изменяющиеся толщина и кривизна прядей определяют характер каждой прически в целом; пряди могут быть длинными и тонкими, кривыми и толстыми, острыми и взъерошенными. Чем больше отдельных прядей, тем более детально выглядят волосы.


Вот еще несколько примеров различных причесок. Заметьте, как локоны перекрываются и вкладываются один в другой, когда прическа перекручивается или сбивается набок. Можно получить действительно интересные прически, заставляя волосы закручиваться и развеваться на всю страницу.


НЕВАЖНО, какую прическу вы собираетесь нарисовать, волосы всегда растут из одного и того же региона головы, как показано на рисунке в середине. Они растут из всей задней части скальпа, со лба к задней части шеи (не просто к основанию головы: они растут и на шее тоже). Они не просто прибиты к верху головы. Вы можете упустить этот факт, но если вы рисуете волосы, зачесанные назад или очень короткую прическу, вам необходимо знать правильное расположение волос.

Еще одна распространенная ошибка, которую я заметила у начинающих художников: они просто не берут во внимание тот факт, что под волосами обычно находится череп. Иногда они рисуют волосы слишком маленькими для головы, как на примере внизу. Челка торчит, но под ней нет лба; волосы посажены слишком низко, они «срезают» часть головы, тем самым заставляя ее странно смотреться. Это нехорошо. ^_~ Перед тем, как пририсовать прическу, нарисуйте всю голову под ней, и она будет выглядеть правильно и натурально. Настолько натурально, насколько вообще могут выглядеть волосы в манге и аниме..


Ладно, вот еще несколько примеров различных аниме-причесов, все короткие. Надеюсь, это подкинет вам какие-нибудь идеи. Обратите внимание, что множество из них могут быть использованы как для мужчин, так и для женщин. Прошу прощения, что они не такие детализированные, как в предыдущем примере, но основа все равно имеется (я надеюсь).

Здесь вы видите еще несколько стилей волос — струящихся и длинных; опять же, многие из них подходят и парням, и девчонкам, так что не надо хныкать, что я рисую прически только для одного пола.. ^_~
В пику коротким волосам, эти, как вы могли заметить, состоят, из длинных, вьющихся линий. Когда изображаете длинные волосы, не делайте все линии идеально прямыми; убедитесь, что волосы следуют форме головы и тела, особенно если персонаж сидит или волосы ниспадают на плечи.
Рисуя длинные волосы, следите, чтобы линии следовали направлению и форме прически, вместо того, чтобы просто рисовать прямые линии. Это придаст прическе вашего героя больше глубины и объема, если вы заставите линии работать на вас; заставьте их показывать что волосы заворачиваются и закручиваются, не просто что они лежат на голове, или что форма волос причудлива, а сами пряди поразительно прямы.


Вот еще несколько примеров причесок, заостряющих внимание на волосах, собранных сзади в хвост. Я не могу сказать о них многого; я просто думаю, что следовало бы поместить их в отдельный раздел, потому я так много их нарисовала… Просто помните, что, так как волосы идут в определенном направлении, линии и пряди тоже следуют ему.


Я еще хотела бы пробежаться по прическе «конский хвост» и рассказать, как она рисуется. Вы можете прорисовывать ее схематично, детально, или поверхностно, в зависимости он вашего стиля. Просто помните, что косичка состоит из нескольких толстых прядей волос, которые закручены и переплетены между собой; это не просто прямая линия. Представьте косу, как совокупность множества накладывающихся друг на друга кусочков в форме капли или слезы. Кончик косички слегка распушается. Постарайтесь показать толщину волос.

Теперь самая сложная часть этого урока — рисование волос в движении Я начну с нескольких примеров длинных волос.


Анимешные волосы часто изображаются драматично развевающимися на ветру; это может сначала показаться сложным для рисования, но все не так уж плохо. Сначала, определите направление, по которому волосы будут извиваться. Хотите ли вы, чтобы волосы двигались в стороны, или были сдуты ветром назад или вперед от персонажа? Как только определите, нарисуйте волосы (всю прическу; челка двигается вместе с остальными волосами) двигающиеся в заданном направлении. Точно так же рисуются волосы, падающие за спину героя, за исключением того, что вы направляете их по-другому. Отдельные линии и пряди будут следовать тому же направлению, что и основная масса волос. Не забывайте использовать изогнутые линии, которые следуют форме волос, а не прямые штрихи, которые просто тянутся от начала до конца.

К примеру, на правой верхней картинке изображен персонаж с красиво откинутыми назад волосами; поэтому я нарисовала их с помощью плавных, тянущихся линий. Чтобы увидеть еще несколько подобных примеров, разыщите CLAMP-мангу, например Rayearth или X/1999; они просто переполнены героями с красивыми, развевающимися прическами. ^__^. Кстати, все эти вышеприведенные примеры заимствованы из RG Veda (я работала над этим руководством в библиотеке, и RG Veda была единственной мангой, которую я имела на руках… ^_^).


Ладно, эти примеры хороши, если вы рисуете героев с очень длинными волосами, но что делать с короткими прическами? Короткие волосы могут быть легче для изображения, потому что там меньше рисовать, но они могут быть также и трудны, потому что необходимо будет уделять внимание каждой мелкой прядке. На этих примерах (опять позаимствованных из CLAMP:3), все персонажи имеют волосы до плеч, разлетающиеся в различных направлениях. Особенно обратите внимание на верхний пример; движение волос незначительно, таким образом не все пряди движутся в одном направлении. Вам не обязательно заставлять всю прическу двигаться в одном направлении, чтобы передать движение. Заметьте, как на нижнем примере мы получаем интересное чувство полета, делая не все пряди летящими в одну сторону.

Если вы рисуете очень короткие волосы, единственное, что будет двигаться, это челка и другие части прически, достаточно длинные для того, чтобы реагировать на ветер. Если волосы подстрижены слишком коротко, то, разумеется, они не будут развеваться на ветру. ^_~
На этом и закончим урок по волосам. Надеюсь, что чем-нибудь вам помогла! Если мы пропустили какие-то типы причесок, просто найдите и поизучайте их самостоятельно. Я знаю, что не рассказала, как накладывать на волосы тени; вы должны будете мне напомнить. Надеюсь, я обязательно освещу эту тему в будущем, но обещать ничего не могу.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: