Использование чистоговорок как средство развития речи проект. Умные чистоговорки чистоговорка это нескучное, доступное, эффективное средство формирования хорошей речи. используются чистоговорки для улучшения произношения. Развитие правильного звукопроизно

Одной из важных задач в работе логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы и приемы, предлагаемые в специальной литературе, вызывают трудности, связанные с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, направленном на коррекцию речи, а это очень важно для достижения максимального результата.

Поэтому необходимо искать приемы коррекционной работы с дошкольниками, которые могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в логопедический процесс.

Один из таких приемов – это рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок.

Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении логопедического материала, и в режимных моментах. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

-называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи"
Дата публикации: 13.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья: «Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи».

Герасимова

Светлана

Геннадьевна,

г.Новокузнецк,

Кемеровская

область, д.с. №241.

Исследованиями

установлено,

правильное

произношение

очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей,

внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может

выразить

звукопроизношении

затрудняют

проблемами

звукопроизношении

наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие

правильного

звукопроизношения

поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому

начальной

является

недостаточно

произношение

определить

количество

последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или

недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении

навыками письма в школе.

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского

сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной

образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры

речи в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от

деятельности

речевого

аппарата

деятельности

артикуляции,

подвижности

гибкости,

координации

артикуляционных

движений,

точности.

необходимо

систематически

упражнять

артикуляции,

проводить

упражнения,

направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного

положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной

струи, правильного дыхания.

непосредственно

организованной

образовательной

деятельности

работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности

задачами

речевого

развития

развитие

монологической

диалогической

грамматического

словарного

развитию

воспитатель

обращает

внимание

звукопроизношение,

дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.

Работе по обучению детей правильному звукопроизношению

помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чистоговорки.

Скороговорки.

Чистоговорки

стихотворные

упражнения,

направленные

развитие

артикуляционного

аппарата

помогающие

отработке

произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Это короткие

фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется

представляет

два-четыре

рифмующиеся с первой частью.

Выделяют

чистоговорки,

основанные

повторении

отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. И чистоговорки,

имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется

отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели

всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения

чистоговорка

Игрушка не простая

– Индюшка расписная.

Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до

автоматизма

произношения.

чистоговорку

усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя

каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по

увеличивать,

качества

произношения.

проговаривать

чистоговорки

стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст

вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить

фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у

детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые

грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения

чистоговорок.

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков

существует много способов, которые родители могут вполне применять в

домашних условиях.

превратить

полезный

инструмент

развития

чистоговорки

настоящую

Например, таким образом:

Нас интересует автоматизация «л» в чистоговорках.

Подбираем чистоговорку с нужным звуком: «Ла-ла-ла – кукла

весело жила».

Произносим

интонацией:

повествовательной,

вопросительной, восклицательной.

Поговариваем чистоговорку в быстром и медленном темпе.

чистоговорку

самостоятельно закончить фразу нужным слогом: «Ла-ла-ла – мы собрались у

сто…ла».

Просим ребенка произнести фразы так, как бы это сделали медведь,

использовать

животных. Если ребенок сам затрудняется придумать, как говорят животные,

показываем ему пример.

Такие забавы можно устраивать не только дома. Очередь в поликлинике,

например,

играми не

мучительной.

проявить

фантазию,

придумывать

чистоговорки

самостоятельно,

транспорте

интереснее.

Представляете:

Фор-фор-фор – это светофор.

За-за-за – жмем на тормоза.

Вет-вет –вет – ждем зеленый свет.

Рит-рит-рит – он уже горит.

И так всю дорогу. А сколько чистоговорок можно придумать в поезде,

особенно, если ехать несколько дней?! Про поезд это шутка, конечно, как и

придумывать

чистоговорки.

попробовать можно. И если вашего малыша увлечет это занятие, то тогда и

по целым дням можно их выдумывать и повторять. А неплохо и записать

историю своей поездки в чистоговорках на видео, диктофон или в тетрадь.

Чистоговорки

развивать

правильное

произношение. С их помощью вы можете развивать фонематический слух,

отличать

слова-действия

(глаголы)

с л о ва -п р и з н а к и

(прилагательные).

чистоговорок

называть

рифмованные

научиться

склонять слова по падежам. И все это можно реализовать в игре.

Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал

формированию

звуковой

культуры

процессе

проговаривания

скороговорок

чистоговорок

формируется

правильное

звукопроизношение,

произнесение

соответствии

языковыми

аппарата,

вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки

использования

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба".

А вообще чистоговорка - это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок - обучение детей четкому произношению звуков

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву - я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу - хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги - за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да - у меня вода.
Да-да-да - буду строить города.
Да-да-да - горяча вода.
Ды-ды-ды - нет воды.
Ды-ды-ды - на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду - я по ягоды иду.
Ду-ду-ду - я по лугу иду.
Ду-ду-ду - в зоопарк иду.
До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зе-зе-зе - Зоя едет на Козе.
Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой - скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак - расцветает мак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ки-ки-ки - это кубики.
Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла - не забьете мне гола.
Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла - я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Лу-лу-лу - заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ул-ул-ул - зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил - в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.
Ма - ма - ма - я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом-ом-ом - мы гулять идем.
Ом-ом-ом - это снежный ком.
Ом-ом-ом - слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы - дождались зимы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан - мне купили барабан.
Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп - варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра - во дворе гора.
Ра-ра-ра - в лес идти пора.
Ра-ра-ра - сад полить пора.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра - суп варить пора.
Ра-ра-ра - суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры - любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар - рядом синий шар.
Ар-ар-ар - улетает синий шар.
Ар-ар-ар - это красный шар.
Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Ри-ри-ри - там расселись снегири.
Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са - на траве роса.
Са-са-са - у меня коса.
Са-са-са - в сказке были чудеса.
Са-са-са - в норе живет лиса.
Са-са-са - будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су - заплету косу.
Су-су-су - наточу косу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы - у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
От-от-от - испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ух-ух-ух - развалился домик - бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца - дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу - в самолете я лечу.
Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу - быстро всех домчу.
Чу-чу-чу - я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч - в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу - я сома тащу.
Щу-щу-щу - васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Вот такие карточки можно скачать для занятий с ребенком. Сохраните нужную карточку себе на компьютер и распечатайте на принтере.































Дайте ребенку задание самому придумать чистоговорки на нужные звуки, ему точно понравится! А вы можете дополнить этими придумками нашу коллекцию чистоговорок, написав их в комментариях.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад" № 2 "Золотой ключик"

поселка Энергетик

Новоорского района Оренбургской области

Инновационный

логопедический проект

«Чистоговорки – фантазерки»

Разработала и реализовала: учитель-логопед

Тронева С. В.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о модернизации совместных детских проектов в практику работы учителя-логопеда. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «Чистоговорки - фантазерки».

Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение. Современные родители мало времени уделяют своим детям и не замечают их словотворчества, а хотелось бы, чтобы, обратив внимание на речь ребенка, взрослые заинтересовались ею и продолжали работу самостоятельно.

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей 6 - 7 лет, посещающих логопункт дошкольного учреждения. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Чистоговорки - фантазерки» носит открытый характер : проанализировав традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, мною запланирована работа по развитию творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность - словотворчество.

Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - Привлечение интереса и внимания ребенка к сочинению чистоговорок.

    Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.

    Развитие умения подбирать к слову рифму, способствовать словотворчеству детей (развивать образность речи).

    Закрепление произношения поставленных звуков.

    Привлечение внимания родителей к работе по развитию стихотворного творчества у детей.

    Привлечение детей к созданию дидактических игр и речевого материала для автоматизации звуков в речи.

По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.

Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.

Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.

Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, и дает положительный результат в коррекции речи.

Помимо выполнения заданий в ДОУ, детям и их родителям было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома.

Ожидаемые результаты:

У детей

    Овладение навыками выразительной, правильной речи.

    Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через творческую деятельность.

У родителей

    Участие в совместной стихотворной деятельности.

    Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.

Ресурсы реализации проекта

Учебно-методические:

Фонды методического и логопедического кабинетов:

    библиотека;

    игротека;

    аудиотека;

    фонотека.

Материально – технические:

    Предметно-развивающая среда логопедического кабинета, организованная в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей с нарушениями речи.

    Информационные ресурсы: кабинет коррекции оснащен компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, ламинатором, видеопроектором, функционирует сайт ДОУ и интернет сообщество «Логопункт ДОУ №2» .

Продукт проекта:

    создание дидактических и речевого материала для автоматизации звуков в речи в виде детских книжек – самоделок «Чистоговорки - фантазерки».

    мини-выставка книжек-самоделок.

    презентация проекта.

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

    формирование фонетической стороны речи;

    активизация воображения и словотворчества;

    психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;

    развитие педагогической компетентности родителей;

    использование данной деятельности на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Проведение данного проекта по сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказалось на динамике развития звукопроизношения у детей с нарушениями речи.

Многие родители поделились впечатлениями о проделанной работе, которая оказалась интересна и для детей и для взрослых, еще более сплотила семью выполнением интересного задания, приблизила родителей к проблеме коррекции речи.


Выставка – презентация

по результатам проекта



Подготовила и провела: учитель-логопед Тронева С. В.

Цель: обобщение результатов проделанной работы в рамках проекта «Чистоговорки - фантазерки» в виде выставки книжек-самоделок.

Участники: дети, принимавшие участие в проекте, воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.

Оборудование: магнитная доска, стол, видеопроектор, ноутбук, плакаты для оформления выставки, книжки-самоделки, похвальные грамоты.

« Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и педагоги! Мы рады приветствовать вас нашей выставке книжек – самоделок. Мы с ребятами хотим представить вам результат нашей работы по проекту «Чистоговорки - фантазерки», в котором они участвовали вместе с родителями.

В ходе проекта ребята узнали о том, что такое чистоговорки, какие они бывают, как можно с ними играть и одновременно закреплять произношение любого звука, а так же мы учились сами придумывать свои чистоговорки. В завершении нашего проекта, ребятам было предложено самим придумать интересные и необычные чистоговорки на определенные звуки, с которыми мы работали в течение года и оформить собственную книжку-самоделку.

Ребята, а вы знаете, что такое чистоговорки? (выслушиваются ответы детей). Приводятся примеры чистоговорок…

А сейчас, каждый из участников проекта расскажет о своей книжке – самоделке, представит название книги, на какие звуки придуманы чистоговорки, произнесет свои любимые, покажет нам рисунки, которые они рисовали дома вместе с родителями, и поделится своими впечатлениями от проделанной работы.



Выступления детей, во время которого все детям предлагается задание:

«Доскажи чистоговорку».

Физминутка:

- Ребята, а вы знаете, что чистоговорки можно непросто проговаривать, а можно проговаривать чистоговорки и выполнять движения. Давайте попробуем сделать это!

Али – али – мы шагали.

Али – али – мы бежали.

Ами – ами – затопали ногами.

Оши – оши – захлопали в ладоши.

Ыли – ыли – мы поплыли.

Цы – цы – цы – вот такие молодцы!

А ещё мы с ребятами пробовали проговаривать чистоговорки по-разному – радостно, грустно, с удивлением, вопросительно, тихо, громко, быстро, медленно, а также выполняя различные задания, например, прыгая на одной ноге или хлопать в ладоши и прыгать на месте. Вы хотите так же поиграть с чистоговорками?

Самая любимая игра – это «Логопедический твистер». Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.


Выполнение заданий всеми детьми.

Сейчас я хотела бы поблагодарить всех участников нашего проекта за их старание, творчество и активность и вручит им похвальные грамоты!

Вручение похвальных грамот участникам проекта.

Спасибо и всем присутствующим на нашей выставке! Сейчас вы можете поближе рассмотреть книжки – самоделки наших участников. Всего вам доброго и спасибо за внимание!

Литература

    Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.

    Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.,2005.

    Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.

    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.,2007.

    Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.

Приложение 1

Логопедические игры

с

чистоговорками

Практические игры и упражнения с чистоговорками

Развитие правильного звукопроизношения

Использовать чистоговорки для закрепления звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах.

Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предложить произнести чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью);

Скажи тихо-громко;

Скажи медленно-быстро;

Скажи, выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова);

Используйте схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр.

Развитие фонематического слуха

Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…;

Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла;

Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса);

Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая, смелая);

Повтори, не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу;

Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»)

Развитие словаря, грамматики и связной речи

Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы);

Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис);

Ответь чистоговоркой на вопрос какой или какая? что делает? (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла);

Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей);

Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу);

Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?


Приложение 2

Задания родителям на карточках:

1. Развитие правильного звукопроизношения.

Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Задание на карточках: (автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса

    а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

    в) Скажи тихо-громко

    г) Скажи медленно-быстро

    д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр

2. Развитие фонематического слуха

С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Задание на карточках:

    а) Добавь слог с определённым звуком:

    са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

    б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

    в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

    г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

  • д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

    е) Поменяй звук: ал-ал- бал («л» на «р»), са-са – крыса (часто повторяющий звук на «ш»

3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Задания на карточках:

    а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

    б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

    в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

    г) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

    д) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

подготовила

учитель – логопед

Кустова О. А.

Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла - мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.

Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.

С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.

Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:

Подбирает чистоговорку с этим звуком;

Произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;

Проговариваем в быстром и медленном темпе;

Берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;

Просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.

Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.

Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.

Са-са-са – на бумаге полоса.

Сы-сы-сы – у девчушки две косы.

Со-со-со – покатилось колесо.

Су-су-су – маме я цветы несу

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)

Ри – ри – ри – чисто говори.

Ря – ря – ря – алая заря.

Рю – рю – рю – нарисую я зарю.

Ри – ри – ри – на ветках снегири.

Ре – ре – ре – игры во дворе

Ро – ро – ро – на полу ведро.

Ры – ры – ры – фишки для игры.

Ра – ра – ра – весёлая игра.

Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.

Ла – ла – ла - на полу юла.

Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.

Лу – лу – лу – стол в углу.

Лы – лы – лы – забиваем мы голы.

Ло- ло – ло – на горе стоит село

Ла-ла-ла, ла-ла-ла - наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рада белочка теплу.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Ша, ша, ша - у меня лапша.
Ши, ши, ши - это малыши.
Шу, шу, шу - я флажком машу. Шу, шу, шу - я пилотку ношу.
Шок, шок шок - у меня Пушок. Ша-ша-ша - наша каша хороша.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ца - ца - ца - это наша курица. Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо. Цу - цу -цу - мы похлопали певцу. Це - це - це- много зёрен в огурце.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: